Отдел методической работы,
организации и формирования фондов МКУК РБ предлагает информацию:
Информ-беседа «Живое слово мудрости духовной»
14 марта (1 марта по старому стилю) – православными христианами России отмечается «День православной книги». Этот праздник был установлен 25 декабря 2009 г. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви и по инициативе Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Основная цель - это привлечения общественного внимания и издательского интереса к популяризации духовно-нравственной литературы, направленной на воспитание подрастающих поколений в духе истинных христианских ценностей.
Дата праздника — 14 марта — выбрана не случайно: именно в этот день в 1564 г. в нашей стране увидела свет первая печатная книга «Апостол», а имя первопечатника диакона Ивана Федорова хорошо известно многим со школьной скамьи.
В 2010 г. в России впервые отмечался День православной книги. Учрежденный праздник призван помочь людям осмыслить значение православной книги, прибегая к её мудрости и благодати.
Одной из основных задач праздника – это ознакомление широкого круга читателей с разнообразной православной литературой. Православная книга вновь открывает для читателей забытых авторов ХIХ - начала ХX вв. и в то же время знакомит с новыми именами, с современными духовными писателями (священнослужителями и мирянами).
Развивается и детская православная литература. Она находит живой отклик в детских сердцах. Дети с удовольствием читают не только переложения библейских сюжетов, евангельской истории, но и разнообразные повести, сказки, стихи православных авторов.
Книга живет уже несколько тысячелетий, но не всегда она была такой, какой мы видим её сейчас. До святых равноапостольных Кирилла и Мефодия все священные книги, излагавшие христианское учение, были написаны только на древнееврейском, греческом и латинском языках.
Первые славянские книги были рукописными. Создавали их в тиши святых обителей монахи. Они старательно выписывали каждую буковку. Заглавные буквы писали красными чернилами. Книги переплетали в кожу и богато украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. Как бы хотели сказать: «Книга - очень ценная вещь».
Чем больше времени отделяет нас от эпохи Ивана Фёдорова, тем полнее раскрывается перед нами величие его творческого дерзания. Мы восхищаемся человеческим мужеством мастера и разносторонностью его дарований. Великий энциклопедист - просветитель, талантливый литератор и педагог, крупный инженер - изобретатель, человек могучей воли и острого ума - таким остается в нашей памяти Иван Фёдоров. Именно ему довелось "печатание небывалое обновить".
19 апреля 1563 года Иван приступил к набору первой страницы печатной книги. 14 марта 1564 году в Москве Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем завершена и выходит в свет первая точно датированная русская печатная книга: «Апостол» ("Деяния святых Апостолов") - шедевр типографского искусства. Это событие принято считать датой начала книгопечатания на Руси. Книга радовала глаз аккуратным и четким шрифтом, красивыми буквицами, изящными заставками.
«Апостол» был напечатан Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем в первой государственной типографии, устроенной с благословения митрополита Макария в 1553 году, в палатах на Никольской улице. Из послесловия к «Апостолу» известно, что полиграфические работы велись в течение года. Текст «Апостола» был отредактирован и подготовлен к печати при участии митрополита Макария. Книга напечатана "старопечатным" стилем, который разработал сам Иван Фёдоров на основе московского полууставного письма середины XVI в.
Первопечатный «Апостол» отличает высочайшая редакторская культура. В нем не обнаружено ни одной орфографической ошибки, подчистки или опечатки. Исследователей продолжают восхищать высокохудожественные гравюры, филигранный рисунок шрифта, оригинально выполненные заставки и прекрасное качество двухкрасочной печати. Иван Федоров сам резал и отливал буквы, гравировал рисунки и заставки, редактировал и набирал текст и печатал весь «завод» — около 1200 книг. 60 экземпляров этого издания хранятся в крупнейших библиотеках и музеях мира. «Возлюбленный и чтимый русский народ, — обращался Федоров к читателям «Апостола». — Если труды мои окажутся достойными вашей милости, примите их с любовью...».
Велико значение православной литературы в жизни верующего человека. Неизгладимый след в душе человека может оставить печатное духовное слово.
О, Слово Русское, Святое!
Для лучших Будущих Времен
Глагол Ты, Жизнь и Просвещенье.
Ф. Тютчев
В современном мире очень важно, чтобы людей объединяла любовь к родному языку, русской литературе, её молитвенному дару! Духовное родство сохраняет литературное образование, мы должны так заботиться о своем душевном и нравственном здоровье, чтобы нам открылось «сокровенного слова сиянье»:
Как же их происходит слиянье
И откуда рождаются вдруг –
Сокровенного слова сиянье
И напева небесного звук?
Из каких же божественных далей
На безлюдье вселенской глуши —
Вечный трепет любви и страданий,
Плач и вера бессмертной души?
Хочется призвать подрастающее поколение обратить свой взор к православной литературе, к духовной поэзии, которые просветляют ум и очищают душу.
«Чтение духовных книг просвещает наш разум и показывает путь ко спасению, питает душу так, как физическая пища питает тело». / Старец Макарий Оптинский/
Информ-беседа «Живое слово мудрости духовной»
14 марта (1 марта по старому стилю) – православными христианами России отмечается «День православной книги». Этот праздник был установлен 25 декабря 2009 г. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви и по инициативе Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Основная цель - это привлечения общественного внимания и издательского интереса к популяризации духовно-нравственной литературы, направленной на воспитание подрастающих поколений в духе истинных христианских ценностей.
Дата праздника — 14 марта — выбрана не случайно: именно в этот день в 1564 г. в нашей странеувидела свет первая печатная книга «Апостол», а имя первопечатника диакона Ивана Федорова хорошо известно многим со школьной скамьи.
В 2010 г. в России впервые отмечался День православной книги. Учрежденный праздник призван помочь людям осмыслить значение православной книги, прибегая к её мудрости и благодати.
Одной из основных задач праздника – это ознакомление широкого круга читателей с разнообразной православной литературой. Православная книга вновь открывает для читателей забытых авторов ХIХ - начала ХX вв. и в то же время знакомит с новыми именами, с современными духовными писателями (священнослужителями и мирянами).
Развивается и детская православная литература. Она находит живой отклик в детских сердцах. Дети с удовольствием читают не только переложения библейских сюжетов, евангельской истории, но и разнообразные повести, сказки, стихи православных авторов.
Книга живет уже несколько тысячелетий, но не всегда она была такой, какой мы видим её сейчас. До святых равноапостольных Кирилла и Мефодия все священные книги, излагавшие христианское учение, были написаны только на древнееврейском, греческом и латинском языках.
Первые славянские книги были рукописными. Создавали их в тиши святых обителей монахи. Они старательно выписывали каждую буковку. Заглавные буквы писали красными чернилами. Книги переплетали в кожу и богато украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. Как бы хотели сказать: «Книга - очень ценная вещь».
Чем больше времени отделяет нас от эпохи Ивана Фёдорова, тем полнее раскрывается перед нами величие его творческого дерзания. Мы восхищаемся человеческим мужеством мастера и разносторонностью его дарований. Великий энциклопедист - просветитель, талантливый литератор и педагог, крупный инженер - изобретатель, человек могучей воли и острого ума - таким остается в нашей памяти Иван Фёдоров. Именно ему довелось "печатание небывалое обновить".
19 апреля 1563 года Иван приступил к набору первой страницы печатной книги. 14 марта 1564 году в Москве Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем завершена и выходит в свет первая точно датированная русская печатная книга: «Апостол» ("Деяния святых Апостолов") - шедевр типографского искусства. Это событие принято считать датой начала книгопечатания на Руси. Книга радовала глаз аккуратным и четким шрифтом, красивыми буквицами, изящными заставками.
«Апостол» был напечатан Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем в первой государственной типографии, устроенной с благословения митрополита Макария в 1553 году, в палатах на Никольской улице. Из послесловия к «Апостолу» известно, что полиграфические работы велись в течение года. Текст «Апостола» был отредактирован и подготовлен к печати при участии митрополита Макария. Книга напечатана "старопечатным" стилем, который разработал сам Иван Фёдоров на основе московского полууставного письма середины XVI в.
Первопечатный «Апостол» отличает высочайшая редакторская культура. В нем не обнаружено ни одной орфографической ошибки, подчистки или опечатки. Исследователей продолжают восхищать высокохудожественные гравюры, филигранный рисунок шрифта, оригинально выполненные заставки и прекрасное качество двухкрасочной печати. Иван Федоров сам резал и отливал буквы, гравировал рисунки и заставки, редактировал и набирал текст и печатал весь «завод» — около 1200 книг. 60 экземпляров этого издания хранятся в крупнейших библиотеках и музеях мира. «Возлюбленный и чтимый русский народ, — обращался Федоров к читателям «Апостола». — Если труды мои окажутся достойными вашей милости, примите их с любовью...».
Велико значение православной литературы в жизни верующего человека. Неизгладимый след в душе человека может оставить печатное духовное слово.
О, Слово Русское, Святое!
Для лучших Будущих Времен
Глагол Ты, Жизнь и Просвещенье.
Ф. Тютчев
В современном мире очень важно, чтобы людей объединяла любовь к родному языку, русской литературе, её молитвенному дару! Духовное родство сохраняет литературное образование, мы должны так заботиться о своем душевном и нравственном здоровье, чтобы нам открылось «сокровенного слова сиянье»:
Как же их происходит слиянье
И откуда рождаются вдруг –
Сокровенного слова сиянье
И напева небесного звук?
Из каких же божественных далей
На безлюдье вселенской глуши —
Вечный трепет любви и страданий,
Плач и вера бессмертной души?
Хочется призвать подрастающее поколение обратить свой взор к православной литературе, к духовной поэзии, которые просветляют ум и очищают душу.
«Чтение духовных книг просвещает наш разум и показывает путь ко спасению, питает душу так, как физическая пища питает тело». / Старец Макарий Оптинский/