Годы жизни: 12 марта 1737 — 13 августа 1799 Страна рождения: Российская империя Сфера деятельности: Архитектор Василий Баженов считается одним из основоположников русского классицизма. Он изучал архитектуру в Париже и Риме, ему предлагал работу Людовик XV, а в Италии архитектору пожаловали членство в Академии Святого Луки — крупном объединении художников. Однако на родине проекты Баженова постоянно отклоняли, а его работу передавали другим мастерам. Его прозвали «бумажным архитектором», потому что большинство его проектов так и остались невыполненными. «Академия художеств мною первым началась» Василий Баженов родился в семье церковного дьякона 12 марта 1737 года (по другим данным — 1738-го). У мальчика уже в раннем детстве обнаружились художественные способности: он детально зарисовывал здания на улицах старой Москвы. «…Я отважусь здесь упомянуть, что я родился уже художником… Отец мой, бедный человек, не имел понятия о срочности моей, а хоть и примечал во мне, только у него денег не было отдать меня куда-нибудь учиться. Рисовать я учился на песке, на бумаге, на стенах и на всяком таком месте, где я находил за способ».
В 16 лет Баженов попал на строительство дворца Анненгоф, который восстанавливали после пожара. Там он присоединился к артели живописцев. Талантливый юноша быстро заслужил доверие, и ему поручили «по печам мрамор метать» — расписывать печи под мрамор. Реставрацией руководил архитектор Дмитрий Ухтомский, он обратил внимание на увлеченность молодого мастера и принял его в свою архитектурную школу — первую в России. В 1754 году Ухтомского назначили главным архитектором только что открывшегося Московского университета. По его рекомендации уже в апреле 1755 года Баженов был зачислен в гимназию при университете. Здесь в специальном художественном классе молодых людей готовили для будущей Академии художеств. Баженов в гимназии оказался в числе девяти самых успешных учеников, и его заметил известный меценат Иван Шувалов. По его инициативе юного архитектора перевели в Санкт-Петербургскую гимназию, а через год зачислили в только открывшуюся Академию художеств, президентом которой как раз стал Шувалов. «Его превосходительство Иван Иванович Шувалов, проведав про меня, взял в Санкт-Петербург и отдал учиться к архитектору Чевакинскому. Был я при строении церкви Николая Морского, при куполах и колокольне, потом Академия художеств мною первым началась».
В 23 года Василию Баженову пожаловали дворянский титул — он был признан одним из лучших студентов. Получив в Академии 100 рублей, молодой архитектор отправился в Париж перенимать опыт «западных коллег». Уже через полтора года он блестяще выдержал экзамены в Парижской академии архитектуры. Два года Василий Баженов работал с профессором Шарлем де Девальи, который обучал молодого архитектора создавать здания в новомодном стиле классицизм. Одной из работ Баженова стала модель Луврской галереи. Правда, не все было гладко: в воспоминаниях Баженов жаловался на недобросовестных сокурсников. «Во Франции учился в теории, примечал и практику, где все архитекторы сматривали мои дела с большою охотою, а мои товарищи, молодые французы, у меня крадывали мои прожекты и с жадностью их копировали».
После Парижа Василий Баженов уехал в Рим. Здесь он изучал античный стиль в архитектуре и создал модель храма Святого Петра. Его работы встречали с восторгом: архитектору пожаловали членство в Академии Святого Луки и право «быть мастером и профессором архитектуры как в Риме, так и везде». В 1764 году Баженов вернулся в Париж. Он стал первым русским архитектором, который получил признание в Европе. Ему предложил работу сам Людовик XV — а ведь зодчему на тот момент не было еще и 30 лет! Но Василий Баженов Его Величеству отказал и вскоре вернулся в Россию: слишком много было у него планов и проектов.
За время его отсутствия на родине многое изменилось: прежде всего, власть. Череда дворцовых переворотов подошла к концу, и на престол взошла Екатерина II. Просвещенный монарх, казалось бы, должен был благоволить молодому талантливому архитектору. Но в жизни Баженова началась полоса неудач. Регламенты Академии художеств изменились — она теперь существовала по новым законам. Баженов рассчитывал на профессорскую кафедру, однако в 1765 году Баженову присвоили вместо профессорского звание академика архитектуры. Архитектор ушел из Академии художеств. В это же время он разработал проект Смольного института, но строительство здания начато не было. В 1767 году Василий Баженов приехал в Москву и был удостоен аудиенции Екатерины II. Императрица поручила архитектору перепланировку всей территории Московского Кремля, Красной площади и возведение нового дворца. Баженова не зря называли основоположником русского классицизма: его проект сочетал в себе черты классической римской и греческой архитектуры. По плану здание дворца огибало Кремлевский холм, а в центре располагался амфитеатр с овальной площадью, где должны были сходиться главные московские улицы. Спустя год начались первые работы. Главным архитектором был Василий Баженов, а его заместителем — Матвей Казаков. Баженов создал макет будущего дворца размером почти в человеческий рост. Для его хранения построили отдельное здание, там же поселился и архитектор. А императрица издала указ, согласно которому посмотреть на модель могли все желающие, кроме «подлого народу» — простолюдинов. В 1768 году Василий Баженов женился на Аграфене Долговой, и молодая семья переехала в новый дом с видом на Кремль. 1 июня 1773 года состоялась долгожданная закладка дворца. Текст для закладной доски Баженов сочинил сам. «К славе великой империи, к чести своего века, к бессмертной памяти будущих времен, к украшению столичного града, к утехе и удовольствию своего народа». Василий Баженов, текст для закладной доски Большого Кремлевского дворца. Вот только Екатерина II на закладке дворца присутствовать не пожелала. У нее пропал интерес к проекту. Василий Баженов оказался в весьма затруднительном положении: он уже заключил договоры с подрядчиками, поставщиками материалов и рабочими, а деньги от двора поступать перестали. В результате от грандиозного замысла осталась только модель, которая до сих пор хранится в Московском государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева. Итоги для Баженова были неутешительными: его очередное детище осталось только на чертежах, а сам он оказался в долгах — и это притом что в семье к тому времени было уже четверо детей. Несколько зданий на территории Кремля все-таки успели возвести, кроме того, начали разбирать крепостную стену. Екатерина приказала вернуть все в первоначальный вид и поручила работы по реконструкции Матвею Казакову. «Во все оное время гоним судьбою в теперешнем чине. А более всего стеснило дух мой пятнадцатитысячное число рублей долгу, который я нажил не мотовством, а усердием моим Отечеству, набирая беднейших. И для их обучения выписывал книги, покупал редкие картины и все, что касается до художества, в уповании, что начатое великое здание в Кремле будет продолжаться. А я только остался без здоровья с повреждением зрения».
Однако в 1776 году архитектор вновь получил заказ от Екатерины II: построить для императрицы подмосковную резиденцию в Царицыно. На возведение этого здания Баженов потратил 10 лет своей жизни. Он целыми днями пропадал на строительной площадке, разрабатывал единый дворцово-парковый ансамбль, в котором здания в стиле «нежной готики» сочетались бы с холмистым ландшафтом и прудами, будто бы небрежно разбросанными по всей территории. Летом 1785 года на строительство приехала заказчица. Собравшиеся гости ждали триумфа архитектора — ведь Екатерина лично утверждала и одобряла все эскизы и планы. Но императрица приехала в плохом настроении, походила по дворцу и быстро уехала. Весь свет только и говорил о возможных причинах такого недовольства. Сама Екатерина то рассказывала, что по дороге на нее якобы напали разбойники, то сетовала, что ей не понравился дворец с темными и тесными помещениями. Здание она приказала перестроить. Отчаявшийся архитектор принялся за работу, но и следующий вариант архитектурного ансамбля Екатерина не оценила — и снова велела все постройки разобрать. В 1792 году Баженова отстранили от должности, правда, в том же году приняли обратно уже по другой коллегии и перевели в Петербург. Одновременно с перестройкой дворца в Царицыно в 1784 году Баженов начал строительство дворца для Петра Пашкова — знаменитого Дома Пашкова в Москве. Точно неизвестно, действительно ли это был проект «бумажного архитектора», потому что чертежей за подписью Баженова не сохранилось. Зато сохранилась легенда о том, как обиженный на императрицу зодчий нарочно развернул дворец фасадом от Кремля. Самая распространенная версия, объясняющая странное отношение императрицы к архитектору — его связь с масонством. В это время по приказу Екатерины проходили повсеместные обыски и аресты масонов. Вернувшись из Европы в Москву, Баженов якобы стал членом ложи «Латона», которую возглавлял Николай Новиков. От Новикова Баженов будто бы передавал масонскую литературу наследнику престола — будущему императору Павлу I. Когда об этом стало известно Екатерине, архитектора уволили с государственной службы. Однако ареста ему удалось избежать: книги, которые искали у него дома, обнаружены не были. В 1796 году Екатерина II умерла, и императором стал Павел I. Новый этап начался и в жизни страны, и в жизни Василия Баженова: к нему молодой император был весьма лоялен. Архитектору присвоили чин действительного статского советника, пожаловали имение Старое Глазово в Тульской губернии. Архитектор вновь перебрался в Петербург, где начал разрабатывать проект Михайловского замка. Возглавить строительство ему, правда, не удалось из-за болезни. Возвел дворец Виктор Бренна: он внес в проект ряд изменений, но замысел Баженова воплотил почти в полной мере. В 1799 году Василий Баженов был назначен вице-президентом Академии художеств. Вступив в должность, он понял, насколько изменилась Академия, которая «им первым началась»: Баженов начал масштабную «модернизацию» Академии художеств. Параллельно он задумал издать альбом русского зодчества — фактически энциклопедию русской архитектуры, первую в Российской империи. На осуществление плана Баженову не хватило времени: 13 августа 1799 года архитектор скончался в возрасте 62 лет. Из проектов, которые удалось реализовать Василию Баженову, сохранились только несколько построек в ансамбле Царицыно. Авторство остальных работ, которые приписываются архитектору, до сих пор остается под вопросом. Это и Дом Пашкова, и Каменноостровский дворец императора Павла, несколько зданий в Гатчине, Спасские казармы. Среди так и не осуществленных проектов архитектора были здание Смольного института благородных девиц, Большой Кремлевский дворец, Инвалидный дом в Санкт-Петербурге, мастерские Адмиралтейства и Галерная гавань на Васильевском острове.