Главная » 2022»Март»1 » «Мир природы в литературе» - литературный онлайн-час
14:35
«Мир природы в литературе» - литературный онлайн-час
Нижнедевицкая детская библиотека предлагает читателям литературный онлайн-час «Мир природы в литературе» Значительное место в литературе для детей занимает тема природы, «братьев наших меньших», которая получила развитие в творчестве М.Пришвина, В.Бианки, И.Соколова-Микитова, Е.Чарушина, Э.Шима, Г.Снегирева, О.Перовской, Н.Сладкова, К.Паустовского, Г.Скребицкого и др. их рассказы, неся огромное по¬знавательное, эстетическое, нравственное начало для ребенка, способствуют фор¬мированию счастливого человека, который умеет радоваться каждому прожитому дню, восходу солнца, радуге после дождя, первому снегу, муравьишке, несущему травинку, птичке, прилетевшей на подоконник... Природоведческая литература в 20 веке развивалась под сильным влиянием Л.Толстого с его охотничьими рассказами и рассказами о животных, С.Аксакова с его повестью «Детские годы Багрова-внука» и «Записками ружейного охотника Оренбургской губернии», Д.Мамина-Сибиряка, автора знаменитых рассказов и ска¬зок. Явно не прошли мимо книги И.С.Тургенева и А.П.Чехова. А из писателей зару¬бежных едва ли не решающее значение на многих из них оказал Э.Сетон-Томпсон. М.Пришвин, В.Бианки и другие писатели 20 века в знании главного своего предмета - природы, в точности описания четвероногих и пернатых друзей едва ли уступают своим учителям, а поэтичность их рассказов и сказок доставляет радость читателям не только детского возраста. Влияние предшественников на природоведческую литературу касается не только подходов к теме, языка, стиля, но и разнообразия жанров. Здесь присутствует и литературная сказка (В.Бианки «Чей нос лучше?», «Кто чем поет?», Г.Скребицкий «Четыре художника»), и лирические зарисовки разных состояний природы (М.Пришвин «Времена года», «Золотой луг», «Этажи леса»; И.Соколов-Микитов «Русский лес», «Весна в лесу»), и басни (С.Михалков «Аист и лягушки», «Осел и бобр»), и рассказы о животных и птицах, их повадках, подсмотренных внимательным и любящим взглядом (И.Соколов-Микитов «Медвежья семья», «Логово рыси»; К.Паустовский «Барсучий нос», «Кот-ворюга»; Е.Чарушин «Медведь-рыбак», «Том-кины сны», «Лисята», «Волчишко»; М.Пришвин «Еже» и др.), об обитателях мор¬ского дна (Н.Надеждина «Моревизор» уходит в плавание»). Читая эти рассказы, ребята входят в мир единения человека и природы, в мир их взаимопроникновения, постигают тайну всего живого, ощущая тесную связь с окружающим миром добра, красоты и гармонии, подлинной духовности. Через любовь к природе воспитывается любовь к Родине. «Образ Родины — рассуждал В.Бианки, - складывается не только из раз¬мышлений уже взрослого человека, но и из ощущений и воспоминаний далекого дет¬ства, часто совсем мимолетных и будто бы незначительных. Например, для рус¬ского человека образ Родины немыслим без березовой рощи, без парного запаха ве¬сенних проталин... А сколько таких невидимых черточек связывает человек с род¬ной землей!»
Детская художественно-познавательная литература в 60-80-х годах поднима¬ется на новую высоту, что связано с гуманизацией общественного сознания, мед¬ленно, но упорно преодолевается отношение к человеку как к винту в огромной го¬сударственной машине. Изменяются научные представления о природе, технике, космосе. Идеи ученых подхватываются с популяризаторами науки. Авторы книг для малышей, выходивших в этот период, стремились дать чи¬тателям представление о единстве мира, внушить им мысль об ответственности че¬ловека за сохранение общего дома - прекрасной планеты Земля. К таким авторам относятся Н. Сладков, С. Сахарнов, Г. Снегирев, Ю. Дмитриев. Ю. Дмитриеву была присуждена «Международная Европейская премия» за пятитомный труд «Соседи по планете», а его книга «Человек и животные» приобрела большую популярность у детей. Чувство вины перед живыми существами - «соседями по планете» - прони¬зывает произведения писателей, которые хотят сформировать у детей сердечное от¬ношение к природе. Примерами могут служить повесть Г. Троепольского «Белый Бим Черное Ухо», рассказы Э. Шима, С. Романовского «Град», «Белый конь», «Си¬няя птица», «Озеро Емельяна Пугачева». Взаимопониманию человека и животных, возможности дружбы между ними посвящены книги Н. Дуровой, как и ее инсценировки для театра зверей, которым она руководит. Н. Сладков (1920-1996) автор произведений: «С севера на юг» (1987), «Под шапкой невидимкой» (1968), «Земля солнечного огня» (1971), «Силуэты на обла¬ках» (1972), «Земля над облаками» (1972), «Дети радуги» (1981). Для выражения не¬повторимой красоты природы он использовал самые разные художественные фор¬мы. Сказка, притча, лаконичный рассказ, иногда похожий на зарисовку с натуры, воспоминания, публицистика - все это окрашено неповторимой писательской мане¬рой, где метафоричность слита со строго реалистическим письмом. М.М. Пришвин (1873-1954) был одним из певцов природы, завещавших де¬тям любить ее, познавать ее тайны, не стремясь что-то в ней ломать и переделывать. Его произведения: «Ребята и утята», «Беличья память», «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Дедушкин валенок». У Чарушина звери не говорят, но он умеет показать их настроение. Внутрен¬нее их состояние передается через поведение, причем поведение естественное, свой¬ственное этому зверю. Искусство словесной живописи подчинено у Чарушина вос¬приятию малыша. Дети младшего возраста лучше всего воспринимают простую по конструкции фразу, главная роль в которой отведена глаголу. Рассказы Чарушина о диких животных, увиденных глазами то охотника, то ученого-натуралиста, то неизменно талантливого писателя и доброго человека, пе¬редают детям любовь и восхищение, какими полон он сам («Медведь-рыбак», «Пу¬тешественники»). Дети в рассказах Чарушина - тоже исследователи природы, а час¬то и ее ученики («Что за зверь?», «Хитрая мама», «Удивительный почтальон»). С детства природа обогащала Чарушина впечатлениями, которые он, став художником-писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью. К.Г. Паустовский (1892-1968) - писатель, в чьем творчестве высокая поэтич¬ность неразрывно сливается с просветительской тенденцией. Он был убежден, что в «любой области человеческого знания заключается бездна поэзии». Паустовский -общепризнанный мастер слова, считавший писательство призванием, которому сле¬дует посвятить себя целиком («Северная повесть», «Колхида», 1934; «Черное море», 1936; «Кара-Бугаз», 1932; «Мещерская кладовая», 1930). Многие из рассказов «Мещерская сторона», составивших это мозаичное по¬вествование, перешли в детское чтение. Да и вышла повесть впервые в Детгиз. Зерна романтики с большой щедростью рассыпаны и в маленьких рассказах Паустовского о детях («Барсучий нос», 1935; «Ленька с Малого озера», 1937; «Зая¬чьи лапы», 1937; «Кот-ворюга», 1936). Характерная черта сказок Паустовского - искусное смешение реального и чудесного. Сказочные персонажи - «артельные мужички», лягушка-квакша или «за¬ботливый цветок» - помогают людям, как и в народных сказках, в ответ на доброе отношение к ним. Так проявляется традиционно-дидактическое направление его произведений, предназначенных детям («Дремучий медведь», 1948; «Растрепанный воробей», 1948; «Теплый хлеб», 1945). Гармония человеческих чувств и прекрасного в природе - вот идеал К. Паустовского.