Алексей Кольцов – русский поэт начала 19 века. В его произведениях впервые лирическим героем стал крестьянин со своими печалями и радостями. Творчество Кольцова высоко ценил А.С. Пушкин. Любимый стихотворный размер поэта получил название в литературоведении «кольцовский пятисложник».
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ Кольцов родился в семье зажиточного мещанина в Воронеже 15 октября 1809 года. Отец будущего поэта Василий Петрович имел суровый нрав. Грубость крестьянина перемешивалась в нем с гордыней мещанина. Отец Кольцова зарабатывал на жизнь перегонкой рогатого скота и торговлей. Мать Прасковья Ивановна была неграмотной. Родители поэта прожили долгую жизнь – больше 75 лет. Сколько всего у них было детей – точно неизвестно.
Алексей поступил в уездное училище, где очень полюбил читать. Его патриархальные родственники считали чтение и писательство баловством. Они полагали, что такие занятия больше подходят дворянскому сословию, а не тем, кому приходится самим зарабатывать на жизнь. Спустя полтора года отец посчитал, что полученных знаний из грамматики и арифметики Алексею достаточно, и привез сына домой.
Кольцов в детстве. Но Кольцов казался чужим в своей семье, а все свободное время он отдавал чтению. У его друга, сына купца Варгина была неплохая библиотека. Кроме того, Алексей тратил на книги все карманные деньги, выдаваемые отцом. Торговец книгами Кашкин, пораженный такой любовью к чтению у воронежского мальчика, давал ему читать книги из своей лавки бесплатно. Самыми любимыми у Кольцова стали восточные сказки «Тысяча и одна ночь» и стихи поэта Ивана Дмитриева.
Алексей начал писать стихи в шестнадцатилетнем возрасте. Позже он признавался известному критику Белинскому в том, как его потрясло, когда он смог выразить свои чувства в поэтических строках. В первый раз это произошло в жаркую южную ночь. Кольцов не мог заснуть от множества мыслей и эмоций, терзавших его ум и душу. Внезапно в его голове слова стали складываться в рифмы. С этого момента началась творческая биография крестьянского поэта.
Но Кольцову не хватало знаний и литературного опыта. Ему очень помог студент Андрей Серебрянский, который редактировал стихи Алексея, давал советы, а неудачные вирши просто советовал уничтожить. Затем литературным наставником Кольцова стал профессор Вельяминов, преподававший в воронежской семинарии. В это время начинающий поэт знакомится с неким Сухачевым, который издал некоторые стихи Кольцова под своим именем. Но в Воронеже многим уже были известны произведения талантливого автора, и разоблачить проходимца не составило труда.
ТВОРЧЕСТВО Кольцов никогда не писал специально для детской аудитории, но его стихи о природе включены во многие хрестоматии для маленьких читателей. Чаще всего поэт писал о тяжелых или грустных моментах. Например, в его стихотворениях «Молитва» и «Могила» сквозит глубокая печаль.
Могила
Чья это могила Тиха, одинока? И крест тростниковый, И насыпь свежа? И чистое поле Кругом без дорог? Чья жизнь отжилася? Чей кончился путь? Татарин ли дикий Свершил здесь убийство В ночной темноте И свежею кровью, Горячею брызнул На русскую быль? Или молодая Жница-поселянка, Ангела-младенца На руках лелея, Оплакала горько Кончину его? И под ясным небом В поле, на просторе, В цветах васильковых, Положен дитя. Веет над могилой, Веет буйный ветер, Катит через ниву, Мимо той могилы, Сухую былинку, Перекати-поле. Будит вольный ветер, Будит, не пробудит Дикую пустыню, Тихий сон могилы!..
В начале своего творчества Алексей подражал любимым поэтам Дельвигу, Жуковскому, и особенно Пушкину. Но его авторская лирика чудесным образом была похожа на народную фольклорную поэзию. Кольцов любил использовать связки слов («степь-трава», «грусть-тоска», «воет-завывает»), которые часто присутствуют в русских народных песнях. Благодаря этому приему его стихи становились очень напевными, не зря многие из них превратились в песни.
Алексей Кольцов с Пушкиным Самыми удачными считаются стихи Кольцова, посвященные тяжелому крестьянскому труду («Урожай», «Косарь» и «Не шуми ты, рожь»). В простой и безыскусной поэзии автора-самоучки рифмы зачастую были примитивно-глагольными, а иногда и вовсе отсутствовали. Но стихи Кольцова высоко ценил сам Пушкин. Он считал воронежского поэта истинным самородком, и даже принимал его у себя в Петербурге в 1836 году. А любимый стихотворный размер Алексея теперь в литературоведении называется «пятисложником Кольцова».
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ В отличие от литературной личная жизнь Алексея Кольцова стала довольно драматичной. В 18 лет он полюбил крепостную девушку Дуню. Но во время отсутствия сына его отец выдал Дуняшу замуж за простого казака. Он мечтал, чтобы Алексей взял в жены девушку купеческого сословия – выгодную партию для продолжения семейного дела. После возвращения Кольцов стал искать любимую, но оказалось, что Дуня погибла из-за побоев злого мужа. Эта трагедия очень повлияла на последующее творчество Алексея.
В конце жизни поэт увлекся Варварой Лебедевой. Молодая купеческая вдова была очень хороша собой. При темном цвете волос у нее были голубые глаза. Кольцов посвятил красавице стихотворение «Последний поцелуй». Но Варвара быстро поняла, что у Алексея почти нет своих средств, а отец давать ему деньги перестал. Она стала содержанкой офицера, и вместе с ним уехала из города.
КОНЧИНА ПОЭТА После очередной любовной драмы у Алексея обострился туберкулез. При этом семья о нем почти не заботилась. Отец отказывался оплачивать лечение, а сестра в это время готовилась к свадьбе. В доме стоял постоянный шум и беготня подружек невесты.
Памятники Алексею Кольцову Только мать переживала о состоянии Алексея, да еще медик Малышев старался, как мог облегчить страдания поэта из сочувствия к его таланту. Скончался Кольцов в 1842 году в возрасте 33 лет.
ПАМЯТЬ О КОЛЬЦОВЕ О жизни поэта снято два художественных фильма. Картина «Песня о Кольцове» вышла в 1959 году, а фильм «На заре туманной юности» зрители увидели в 1997 году. В родном городе самобытного автора Воронеже установлены два монумента. Скульптура, разработанная А.А.Кюи, стала одним из первых памятников, поставленным литераторам.
Интересно, что оба монумента со временем поменяли свое место. Бюст был перенесен в глубину сквера и развернут в другую сторону. А гранитный памятник 10-метровой высоты, выполненный скульптором И.А.Савичевым, был переставлен через 20 лет после своего открытия к драматическому театру, который носит имя Кольцова.
Образ известного самородка запечатлели многие художники. Г.А.Гончаров изобразил в своей картине «Встреча Пушкина с Кольцовым» разговор двух русских поэтов. Он же показал самобытного автора в общении с родной природой («Кольцов в Донских степях») и в юности («Юность поэта»). Кроме произведений Гончарова, образ Алексея Кольцова передавали в своих картинах художники В. П. Криворучко, И. Е. Лопатин и М. И. Лихачев.