Отдел методической работы,
организации и формирования фондов МКУК РБ предлагает информацию:
«Каждый пишет, как он слышит...»
(к 100-летию со дня рождения Б. Ш. Окуджавы)
Вспомним о поэте, прозаике, одном из наиболее ярких представителей жанра авторской песни, участнике Великой Отечественной войны Булате Шалвовиче Окуджаве. Булат Шалвович Окуджава – поэт, прозаик, признанный основоположник авторской песни (наряду с В. С. Высоцким и А. А. Галичем), знаковая фигура второй половины XX века. Единственный из бардов его поколения, он не только заслужил любовь читателей и слушателей, но и дожил до официального признания властей: в 1996 году, незадолго до смерти, стал лауреатом Государственной премии Российской Федерации.
Судьба поэта – это судьба целого поколения. Его родители были репрессированы, отец расстрелян.
Б. Ш. Окуджава, будучи солдатом Великой Отечественной, получил ранение на фронте, но, один из немногих родившихся в 1924 году, остался жить. Закончил филфак Тбилисского университета, работал учителем русского языка и литературы.
В Калуге вышла его первая книга стихов. Затем трудился в Москве в книжном издательстве, в «Литературной газете». В конце 1950-х годов Окуджава написал свои первые песни, сразу сделавшиеся популярными и распространявшиеся на кассетах. Впоследствии он создал множество стихов, прозаические произведения, сценарии…
Его песни мы слышим во многих фильмах и спектаклях, часто не подозревая об авторстве Булата Окуджавы. Достаточно назвать такие киноленты, как «Звезда пленительного счастья», «Белое солнце пустыни», «Женя, Женечка и «катюша», «Белорусский вокзал», «Покровские ворота», «Соломенная шляпка».
Строчки многих песен Окуджавы стали цитатами. Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля собрал целую коллекцию вырезок статей с названиями типа: «Возьмёмся за руки, друзья!», «Мы за ценой не постоим», «Не закрывайте вашу дверь...», «До свидания, мальчики!», «Надежды маленький оркестрик», «Часовые любви».
Для целого поколения и, наверное, не одного, Булат Шалвович, благодаря своим песням, стал знакомым и близким по духу человеком. Его песни объединяли слушателей, связывали единомышленников, друзей.
О чём бы ни писал Окуджава, он рассказывал о человеческой душе, обращался к лучшим её проявлениям, не боялся быть искренним, говорить о высоких прекрасных чувствах.
Поэт настойчиво уводит от обыденности, стёртости восприятия, обнажая суть вещей и явлений, внушая людям простые истины о любви, вере, дружбе, верности, милосердии.
Виноградную косточку в тёплую землю зарою,
И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,
И друзей созову, на любовь своё сердце настрою.
А иначе зачем на земле этой вечной живу.
Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных фраз не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты,
Ведь это всё любви счастливые моменты.
Совесть, Благородство и Достоинство –
вот оно святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
за него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не выйдешь победителем,
Но зато умрёшь, как человек
Б. Ш. Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве. Детство и ранняя юность поэта прошли на Арбате. И дата, и место рождения Булата Шалвовича со временем приобрели в его творчестве символический характер.
Арбат сделался символом мира, добра, благородства, культуры, исторической памяти – всего, что противоположно войне, жестокости, насилию. Арбат, как малая родина поэта, постоянно присутствует в стихах:
Ах, Арбат, мой Арбат, ты — мое отечество…
Я – дворянин с арбатского двора…
Солнце, май, Арбат, любовь – выше нет карьеры.
День 9 мая стал днём окончания самой страшной и бесчеловечной войны, о которой фронтовику Окуджаве удалось сказать в своих песнях новое слово. Он знал истинную цену жизни и смерти, сам был на фронте миномётчиком, пулемётчиком ручного пулемёта и – после ранения – радистом тяжёлой артиллерии. Война навсегда осталась в жизни и творчестве.
«Я закончил девятый класс, когда началась война. Как и многие сверстники, отчаянно рвался на фронт. Вместе с другом мы каждый день наведывались в военкомат. Нам вручали повестки и говорили: «Разнесите их по домам, а завтра мы вас отправим. Длилось так полгода... наконец, сломленный нашим упорством, капитан не выдержал и сказал: «Пишите свои повестки сами. У меня рука не поднимается это сделать». Мы заполнили бланки и отнесли их домой: он ко мне, а я к нему».
«Все мои стихи и песни не столько о войне, сколько против неё. Я рассказываю о том, что случилось со мной, с моими друзьями. Когда я ещё был в учебном миномётном дивизионе, уже четверо ребят с нашего двора были убиты. Но я об этом долгое время не мог писать».
«В любом случае кровь остаётся кровью, смерть – смертью. Война же, согласитесь, – вещь противоестественная, отнимающая у человека природой
данное право на жизнь. Я ранен ею на всю жизнь, и до сих пор ещё вижу во сне погибших товарищей, пепелища домов, развороченную воронками землю... Я ненавижу войну».
Одна из самых знаменитых песен, «Мы за ценой не постоим», появилась в 1970 году после длительного молчания. Она написана по заказу киностудии, что для Окуджавы большая редкость. Режиссёр фильма «Белорусский вокзал» Андрей Смирнов обратился к нему не только как к поэту, но и как к солдату-фронтовику, бывшему миномётчику. Он попросил написать песню, которую поют в фильме бывшие фронтовики, чтобы она была как бы ими самими сочинённая. Песня стала одним из главных действующих лиц фильма.
Песня Окуджавы «Бери шинель, пошли домой» – одна из самых известных песен о войне. Впервые она прозвучала с экранов кинотеатров в фильме «От зари до зари» режиссёра Гавриила Егиазарова в 1975 году. Фильм, в общем -то, забыт, а песня, написанная композитором Валентином Левашовым на слова Булата Окуджавы, звучит до сих пор, стала любимой и популярной из-за своей потрясающей эмоциональности, столь характерной для творчества поэта.
Поэзия Окуджавы учит радоваться жизни, самым простым её проявлениям, наполнять высоким, волнующим и памятным смыслом любое мгновение.
Счастье – это так просто: мир, музыка, весна, черёмуха в городском саду. У людей, прошедших войну, ощущение неповторимости каждого дня особенно остро, так велики были потери. Не слишком многим выпал счастливый жребий «снова встретиться в городском саду».
|