Углянец – родничок творчества. В тихом домике в старинном, утопающем в яблоневых садах селе Углянце родился 31 июля 1906 года Владимир Александрович Кораблинов, которому суждено было стать знаменитым человеком Воронежского края. Красоту своей малой родины он описал в статье «Тема - Россия»: «Село это наше – Углянец – в годы моего детства одним концом врастало в лес, в знаменитый Усманский бор, и было оно едва ли не самым древним из всех окрестных сел. Ведь от давних, петровских времен, от поры великого корабельного строения сохранилась адмиралтейская грамота, где прямо указывалось: «..а лес возить на воронежскую верфь по углянской дороге, мимо старой часовни» Об этом мне, мальчонке, отец рассказывал с какой-то наивной гордостью за древность родного села. И самое название его толковал как примету древности. На моей еще памяти угольницы у нас тлели повсюду, плоский сизый дым стелился по селу; говорят, по тому самому и весенние морозы не бывали страшны углянским яблоневым садам.» В безлесной Воронежской губернии Углянец пребывал селом подлинно лесным, и жители его испокон веку помимо землепашества еще и лесом кормились». Писатель очень любил свое село и его жителей. «Думаю, родись я в городе, где грязные вонючие дворы с дощатыми нужниками, где вечное тарахтение ломовых дорог и пролеток, орущие граммофоны, многолюдство и говор какой – то чужой, как бы не русский, - и не было бы увлечения стариной, и многое из того, что таилось в скромной природе серединной России, осталось бы незамеченным. А в деревне… Как же я мог пройти мимо всей этой красоты, не заметив ее, не очаровавшись ею!», - так рассуждал позднее В.А. Кораблинов. В Углянце жили люди, научившие писателя «русскому языку». Это местные мужики и бабы, среди которых В.А. Кораблинов особо выделял Марью Семеновну, которая рассказывала ему сказки, истории о великанах, леших, Кощее, семиглавом Горыныче, домовом: «И еще есть домовой. Его хоть и называют уважительно – хозяин, но отношение к нему не очень серьезное, больше как – то в шутку. Он малый свойский, малый – простота. Его медом не корми, дай только пошутить. Шутки ничтожны, глуповаты: то под полом гукнет, то корчажку с молоком опрокинет в погребе, то мышонка в мучной ларь запустит». Владимир Александрович отмечал позднее, что именно эти рассказы «указали <ему> чистый, как слезка, родничок поэзии». В писателе с детства воспитывали любовь к искусству. В доме родителей была достаточно большая библиотека, и Кораблинов часто проводил в ней свободное время. Грамоте Владимир Александрович научился в 5 лет, но «умение читать пришло лишь в 8 лет». Это не значит, что до этого он совсем ничего не читал, просто от прочитанного запоминалось только действие, а его герои «мыслились просто говорящими фигурами». Лишь позднее В.А. Кораблинов «прозрел и услышал»: «… Какой удивительный мир открылся в чтении!» Еще одним увлечением В.А. Кораблинова становится рисование. Его очень поразили иллюстрации в книге «Земля и люди». Сначала он пытался воссоздать их, а затем начал самостоятельно придумывать сюжеты для своих «картин». Позднее В.А. Кораблинов будет профессионально заниматься рисованием. В детстве весь мир писателя делился на 2 части: Углянец и Воронеж. Город представлялся ему чем-то чудесным: «Он поражал меня множеством изумительных вещей. Зеркальными витринами с чопорными, жеманными восковыми господами и расфуфыренными дамами; с дорогими игрушками вроде железной дороги. Он поражал меня оголтелым свистом паровоза «кукушки», чертом проносящимся вдоль грязной канавы по тихой Кольцовской улице двумя – тремя диковинными в то время автомобилями, … приятными мелодичными звоночками над дверями магазинов; золотыми калачами над булочными; яркими афишами … ». В это время В.А. Кораблинов бывал в Воронеже лишь изредка: когда родители ездили в город по делам и брали его с собой и когда навещал своего крестного Ивана Дмитриевича Грецкова, который был офицером, отставным подполковником, хорошо играл на гитаре и занимался рисованием. Писатель его очень любил и восхищался им. Иван Дмитриевич жил на улице Мало-Садовой (сейчас улица Дурова). Рядом находилась усадьба Анатолия Дурова, в которой иногда бывал В.А. Кораблинов. В повести «Азорские острова» Владимир Александрович подробно описывал это место: «Здесь, на окраине города, он насадил сад, сбегавший по склону к реке, а в саду завел множество чудес. Гроты, лабиринты, таинственные подземные переходы, забавные китайские храмчики, ротонды, причудливо подстриженные деревья и античные статуи, - чего только не придумал, не настроил, украшая маленький клочок воронежской земли, этот неисчерпаемый на выдумку человек!». Описание комнат дома Дурова мы можем найти в повести «Дом веселого чародея». Посетил В.А. Кораблинов во время одной из поездок с отцом в город и дом Ивана Савича Никитина. О самом И.С. Никитине Владимир Александрович знал с детства. В доме Кораблиновых хранилась толстая синяя книга с золотыми буквами на переплете «Сочинения И.С. Никитина». Существовала легенда о том, что дедушка Владимира Александровича, Яков Петрович, был в самых близких и дружественных отношениях с поэтом Никитиным. Именно из книг, взятых в его лавке, и списывал в синюю книгу дед Кораблинова полюбившиеся стихи. Владимир Александрович особо подчеркивал роль этой книги в своей жизни: «Более того, я бы даже так сказал: дедова книга есть начало моей жизни. И это не через край хвачено, не для красного словца, а потому, что книга эта действительно была для меня как двери сказочного Сезама, потому, что через нее-то и вошел я в дивный мир художества». В 1915 году В.А. Кораблинов едет в город поступать во 2-ую воронежскую мужскую гимназию, директором которой был знаменитый писатель Григорий Иванович Недетовский. Владимир Александрович успешно сдал вступительные экзамены. Затем происходит ряд перемен. 1916 год закончился убийством Распутина, царь отрекся от престола, и началась революция. В городе начинаются митинги, стрельба. Мать писателя, напуганная всем этим, забирает Владимира Александровича домой, в Углянец. Здесь писатель всерьез увлекается рисованием. На чердаке дома он нашел «Божественную комедию» Данте. Позднее В.А. Кораблинова снова отправляют в гимназию. Занятий практически не было, здание не отапливалось. Крестный, у которого в это время жил писатель, заболел и «медленно умирал». Поэтому Владимир Александрович в скором времени снова оказался в родном Углянце, где и находился до 1919 года. В это время он снова увлекается поэзией, сочиняет свои стихотворения, придумывает себе различные псевдонимы: Кудеяр Славянский, Ярослав Владимиров, Гарольд. В это время в доме Кораблиновых находилось большое количество людей, «приехавших в село спасаться». Среди них была и Настасья Павловна, которая, как казалось Владимиру Александровичу, хорошо разбиралась в поэзии. Именно ей В.А. Кораблинов решил впервые прочесть свои стихи, сказав, что они принадлежат Кудеяру Славянскому и были напечатаны в журнале «Север». Настасье Павловне стихи не понравились. На Кораблинова это произвело очень сильное впечатление. Собрав все свои стихотворения, он выбросил их в старый колодец, в который кидали всякий хлам, мусор. С этого времени Владимир Александрович некоторое время занимается лишь рисованием: «Рисование – вот стала моя жизнь. С поэзий, казалось, покончено навсегда». Поэтому в 1919 году, когда в семье был поднят вопрос о продолжении образования сына, В.А. Кораблинов попросил отправить его в художественное училище. В Воронеже Владимир Александрович останавливается у жены крестного, которая помогает ему устроится в «Художественные мастерские». Его учителем был Александр Алексеевич Бучкури. Выдающиеся люди в жизни В.А. Кораблинова. Весной 1922 года В.А. Кораблинов решает снова заняться сочинением своих произведений, но теперь делает он все тайно, никому не показывая. В результате на свет появилась «Осенняя поэма». Переписав поэму на большие, чистые листы, Владимир Александрович понес ее в редакцию «Воронежской коммуны». Там он встретился с Михаилом Бахметьевым, Дерптским, Френчем и Андреем Платоновым. Одним из самых значительных событий в это время для В.А. Кораблинова стало посещение их кружка Андреем Платоновым. Об этом Владимир Александрович вспоминал в повести «Азорские острова» и в очерке «Встречи с Платоновым», написанном к его семидесятипятилетию: «Он заглядывал на наши «четверги» еще раза три – четыре, но читал не всегда». Владимир Александрович не упустил шанса прочесть выдающемуся писателю свои стихотворения, этот день он всегда считал «рождением своего творческого гения». Позднее Владимир Александрович еще несколько раз встречался с А. Платоновым, но затем их дороги разошлись. Число поэтов, желающих прочитать свои стихи на «четвергах» росло, и поэтому собрания стали проводиться не в кабинете П.Л. Загоровского, а в клубе работников просвещения, а кружок стал называться «Черноземом». В 1926 году в Воронеж приезжает Владимир Владимирович Маяковский с лекцией «Мое открытие Америки». Он выступал в Большом Советском театре 23 ноября. В зале собралось очень много народа. Часть из них хотела просто посмотреть на «знаменитость», другие – послушать замечательного поэта. О том, как изумительно Маяковский читал свои стихи, было много написано и сказано. Вспоминал об этом и В.А. Кораблинов в своих произведениях: «Это была неповторимая манера чтения – без декламации, предельно доносящая до слушателей и мысль, и самый стих. Маяковский не просто читал, - он жил стихом, жил и дышал в каждом слове, в каждой интонации. Вот это-то мастерство его чтения, когда волшебно оживали слова, по внутренней силе своей доходившие чуть ли не до физической осязаемости, - это мастерство покоряло слушателей и обезоруживало врагов, а равнодушных делало союзниками». После выступления Маяковский побывал на заседании «Чернозема». В.А. Кораблинову было поручено сопровождать Владимира Владимировича от здания театра до места встречи поэтов. На заседании «Чернозема» Владимир Александрович прочитал свою поэму о декабристах. Маяковскому она понравилась, и он обещал ее напечатать в «Новом Лефе». Писателю в это время был всего 21 год. Он оставляет Воронеж и отправляется в Москву. О дальнейшей жизни Владимира Александровича известно немного. Истинный патриот Воронежского края. В поезде, на котором Кораблинов ездил на работу в Воронеж, в редакцию газеты «Коммуна», появляются первые заметки В.А. Кораблинова к книге «В заповедном лесу». Как истинный патриот своего края, он написал множество рассказов о воронежской природе, значительное место среди которых занимает этот цикл. Автор обращает наше внимание на то, что для сближения человека и природы требуются усилия всего человечества, а не отдельных личностей, иначе ничего не получится. Владимир Александрович во время войны жил в Борисоглебске, где работал художником (рисунок 6). По типу «окон ТАСС», а еще раньше – «окон РОСТА», он на списанных простынях рисовал огромные сатирические плакаты под общим названием «На таран!». Все это сопровождалось сатирическими стихами. Всего таких плакатов было создано около двухсот. На них в острой, увлекательной форме рассказывалось, как «драпают, сдаются в плен фашисты». В 1946 году В.А. Кораблинов сотрудничает с Воронежским областным издательством. Он иллюстрирует книги Н. Вирты, Б. Пескова, И. Крылова. Позже Владимир Александрович оформляет и свои книги. Сборник рассказов «Олень – золотые рога» за высокое оформительское мастерство был отмечен дипломом на Всесоюзном конкурсе на лучшую книгу в 1959 году, а «Воронежская поэма» удостоена медали ВДНХ в 1961 году. После войны В.А. Кораблинову разрешается жить на территории города Воронежа. Он поселился в доме № 16 по улице Комиссаржевской, где и умер в 1989 году. Об этом свидетельствует и мемориальная доска, прикрепленная к зданию. В.А. Кораблинов оставил после себя огромное литературное наследие: это и стихи, и рассказы для детей, и повести, и романы. Но у всех этих произведений есть нечто общее: все они так или иначе связаны с нашим родным Воронежем. Остановимся подробнее на некоторых из них. Все они повествуют о прошлом нашего города. События, о которых идет речь в повести «Воронежские корабли», имеют огромное значение: они отражают один из важнейших поворотных моментов в истории России – создание первого русского флота при Петре Великом. Повесть «Воронежские корабли» помогает понять, какой ценой далось русскому народу возведение кораблей, образовавших флот, который стал одним из самых сильных в мире. Произведение «Герасим Кривуша» рассказывает нам о городских бунтах XVII века. В 1948 году в журнале «Подъем» появились фрагменты поэмы «Воронеж снова в строю». Это произведение рассказывает нам о жизни нашего города во время Великой Отечественной войны. Перед глазами встают картины разрушенного, практически полностью уничтоженного Воронежа: Свистела январская вьюга, Был страшен обугленный дом … На снежной пустынной площади – Знакомой и незнакомой – Дымились громады камня, Горели дома кругом. В поэме звучит мысль о восстановлении родного города, о его счастливом будущем, а вместе с тем и о будущем всей России. В 1957 год в журнале «Подъем» впервые появилась «Воронежская поэма». Сам писатель жанр этого произведения определил так: поэма – хроника. Здесь, рассказывая о своем детстве, юношестве, вводит нас в драматический мир переживаний той эпохи. Перу В.А. Кораблинова принадлежит и множество других произведений: «За это готов умереть», «Алые всадники», «Дом веселого чародея», «Падре Ефимиус», «Лесов таинственная сень», «Горы Чижовские». Одним из близких знакомых В.А. Кораблинова был писатель Ю.Д. Гончаров. 2.4. Дилогия «Жизнь Кольцова. Жизнь Никитина». Большой популярностью у читателей, наверное, все же пользуется дилогия «Жизнь Кольцова. Жизнь Никитина». В 1956 году вышла ее первая часть. Критики и читатели высоко оценили роман «Жизнь Кольцова», а сам В.А. Кораблинов этот год считал «началом своей писательской биографии». В то время сложился стереотипный образ Кольцова, доминантой которого являлась необразованность поэта. Кораблинов отходит от этого. Перед нами предстает другой Кольцов, тот, который всю жизнь не мог утолить свою духовную жажду. Перед нами не иллюстративный роман – биография, а роман – судьба. Основное внимание автора сосредоточено на показе неблагоприятных, роковых обстоятельств, сгубивших Кольцова. Это деспотизм отца, его скупость, упрямство; ненависть сестер, чувствующих духовное превосходство Алексея. Вспоминаются слов Сергея Васильева: «Имя А. В. Кольцова - одно из самых ослепительных чудес в истории русской классической литературы» До сих пор его имя является этическим символом воронежского края, его культуры. До глубины души волнует меня эпизод из романа «Жизнь Кольцова»: «Одна-то звездочка ярче других». В 1827 году к поэту пришла любовь к крепостной девушке Дуняше. Любовь молодых людей стала сильной и глубокой, но у нее не было будущего. Отец Кольцова и мысли не мог допустить, чтобы наследник и продолжатель дела связал себя браком с «неровней». Во время одной из отлучек сына в степь отец продал Дуняшу и ее мать донскому помещику в отдаленную станицу. Пережитая драма глубокой болью отозвалась в душе Кольцова. Мук этой несчастной любви хватило на всю его творческую жизнь. Как ни жесток был удар, поразивший поэта в самое сердце, он вынес его, не закрыл глаза на природу, красоту, не ушел в себя… По книге «Жизнь Кольцова» В.А. Кораблинов написал пьесу, а затем и сценарий, по которому в 1959 году «Мосфильмом» была снята кинокартина «Песня о Кольцове». Некоторые критики посчитали психологически неубедительными некоторые образы, указывали на игнорирование историко-литературных фактов. Второй частью дилогии стал роман В.А. Кораблинова «Жизнь Никитина». До этого уже были опубликованы произведения о воронежском поэте Иване Саввиче Никитине: Е. Шведер «Жизнь невеселая» (1936), О. Бубнов «Повесть о поэте» (1956), но только в произведении Владимира Александровича фигура поэта, «этого народного интеллигента, обрела достаточную для себя силу художественного воплощения. В. Кораблинов подобрал новые ключи к личности поэта. Его произведение, не повторяя и не оттеняя прежних, является шагом вперед в постижении Никитина». Действительно, до Владимира Александровича никто в своих произведениях не рассказывал подробно о том, что происходило в жизни поэта до 1849 года, о том, как он «вырвался из мерзкой действительности, встал на ноги как поэт, огромное просветительское дело начал – открыл книжную лавку». Именно об этом пишет В.А. Кораблинов в романе «Жизнь Никитина». Таким образом, мы видим, все произведения Владимира Александровича Кораблинова так или иначе связаны с Воронежем, но при этом они рассказывают о людях, событиях, которые важны не только для истории нашего города, но и всей России. В произведениях этого писателя отражается сама Россия.