Дни памяти свт. Тихона Задонского празднуются:
1 августа — преставление;
26 августа — второе обретение мощей.
Святитель Тихон Задонский был одним из ярких православных религиозных деятелей, живших в 18 столетии. Это Подвижник, чья жизнь была посвящена служению Богу и заботам о духовном воспитании людей.
Святитель Тихон Задонский родился в 1724 году в селе Короцке Валдайского уезда в семье церковнослужителя. Младенца нарекли Тимофеем. Вскоре после его рождения умер его отец Савелий, и семья осталась без кормильца. Кроме Тимофея в большом семействе Кирилловых было ещё три брата и две сестры. Старший брат служил диаконом в одном из новгородских храмов, а средний нёс военную службу.
Семья жила очень бедно и испытывала постоянную нужду. Часто в дом Кирилловых приходил друг семьи, ямщик – человек состоятельный и бездетный. Ему очень нравился младший из мальчишек – Тимофей, и он просил его мать Домнику отдать сына ему, а он стал бы растить и воспитывать его как собственного сына, и оставил бы ему всё своё состояние. Домника долго противилась этому предложению, однако ей тяжко было видеть, как голодает сын, и она решилась отдать его ямщику.
Но Промысел Божий не дал этому свершиться. Старший брат, догнав мать на дороге, упал перед ней на колени и стал её уговаривать отказаться от задуманного.
Тимофей остался в семье. Вспоминая своё детство, свт. Тихон рассказывал:
«Когда, бывало, дома есть нечего, я ходил на целый день боронить землю у какого-нибудь богатого пахаря, чтобы он только прокормил меня».
Когда в 1737 г. вышел указ, согласно которому все не обучающиеся дети духовенства обязаны были служить в армии, Тимофея решили определить на учёбу в Духовную Славянскую школу в Новгороде. Ему в ту пору было уже 14 лет. Его старший брат Пётр был церковнослужителем, и ему удалось убедить руководство школы принять Тимофея при условии, что Пётр будет оплачивать обучение и содержание брата в школе.
В 1738 г. Тимофей был записан учеником Духовной школы под фамилией Соколов. Учиться ему было тяжело, поскольку из-за бедности много времени уходило не на чтение книг, а на тяжёлый физический труд – чтобы добыть деньги на пропитание, ему часто приходилось наниматься на сельскохозяйственные работы.
Однако хорошие от природы способности к обучению и усердие в освоении наук дали свои результаты – Тимофей оказался в списке лучших учеников, которые были переведены в Духовную семинарию с полным казённым содержанием. Правда содержание это было довольно скудным, да ещё и половину хлеба он продавал, чтобы купить свечи для вечернего чтения.
Семинаристы из обеспеченных семей часто потешались над Тимофеем. Вот как об этом говорил сам святитель:
«Найдут отопки лаптей моих и начнут смеяться надо мною и лаптями махать на меня, говоря: «Величаем тя, святителю»!
Однако же слова эти оказались пророческими. Оказав большое прилежание ко многим наукам, Тимофей был назначен учителем сначала греческого языка, а затем риторики и богословия.
Ещё будучи учителем в духовной семинарии, Тимофей мечтал стать монахом. Но родственники, которые видели в нём опору для семьи, склоняли его к вступлению в белое духовенство. В это время у него на иждивении находилась овдовевшая сестра. Это обстоятельство и тот факт, что после смерти епископа Стефана, новгородская паства осталась без пастыря — заставили его на время отложить вступление в монашество.
Но мечты о постриге не оставляли его. Тимофей стремился к уединению, любил проводить ночи в молитвах и чтении духовных книг. Однажды выйдя в одну из ночей на крыльцо, он размышлял о вечном блаженстве, когда вдруг дано ему было видение, о котором он всегда вспоминал с восторгом:
«Вдруг передо мною как бы разверзлись небеса, и увидел я такое сияние и свет, что бренным языком сказать и умом понять невозможно. Это было только на краткое время; небо опять приняло естественный вид; я от этого видения более горячее возымел желание к уединенной жизни, и долго после того чувствовал удовольствие и восхищался умом, и ныне, когда вспомню, то ощущаю в сердце моём некое веселие и радость».
В 1758 г. он осуществил своё желание и был пострижен в монахи Антониевого монастыря с наречением имени Тихон. Вскоре он был посвящён в сан иеромонаха. Отцу Тихону в ту пору было 34 года. В этом же году он стал учителем философии в Новгородской семинарии, а затем её префектом.
В 1759 году отца Тихона перевели в Тверь и назначили архимандритом Жолтикова монастыря. Вскоре он в этой же должности был переведён в Отрочь Успенский монастырь и стал ректором духовной семинарии и учителем богословия. Уроки, которые он преподавал своим ученикам, были собраны в шесть книг «Об истинном христианстве».
В 1761 году Священный Синод избирал епископа в Новгород. Претендентами на эту должность определили семь кандидатов, из которых с помощью жребия нужно было выбрать одного. Поступило предложение внести в список кандидатур также и имя Тверского ректора Тихона. Председатель Синода, который хотел назначить Тихона архимандритом Троице-Сергиевой лавры, возразил на это предложение, сказав, что для такой должности тот ещё молод. Однако кандидатуру Тихона в список внёс. Когда стали бросать жребий, то выпало имя Тихона, и так трижды.
«Верно,Богу так угодно, чтобы он был епископом»-сказал тогда председатель Синода.
В 1763 году свт. Тихон возглавил Воронежскую кафедру. На престол в это время взошла молодая императрица Екатерина II, которая начала своё царствование с изъятия в государственную казну церковных земель. Монастыри и архиерейские дома имели очень скудное содержание и постепенно приходили в упадок.
Просвещённая императрица вела переписку с французским вольнодумцем Вольтером, известным критиком религии, и высшее общество подхватило модную идею без обсуждения. Откровенное богохульство и нападки на Церковь считались тогда признаком образованности и передовых взглядов.
Когда святитель Тихон приехал в Воронеж, то увидел печальную картину разброда и упадка нравственности как местного населения, так и духовенства. Дошло до того, что некоторые священники не то, чтобы службу вести, не умели даже хорошо читать, у многих не было Евангелия.
Свт. Тихон дал распоряжение проверить всех священников на знание службы и чтения, а не прошедших проверку, направлять к нему. По его распоряжению у всех священников всегда должен быть с собою Новый Завет, который они обязаны были читать с благоговением и усердием. Из Славяно-греко-латинской академии специально для священников Тихон вызвал преподавателей, духовные книги издавались и рассылались по уездным городам епархии, в Острогожске и Ельце были открыты духовные училища, а в 1765 г. усилиями свт. Тихона в Воронеже появилась духовная семинария.
Святитель много сделал для того, чтобы люди вернулись в храм. Но ещё оставались привычки, народные традиции общественных гуляний с их нескромными играми и разнузданным пьяным весельем. Святитель называл их пожаром, опустошающим души. Особенно популярен был среди народа языческий праздник Ярило. Неистовые пляски пьяной толпы, драки и ругань сопровождали «смердящий» праздник. Неудивительно, что свт. Тихон стремился прекратить это беснование. Однажды он явился на площадь и произнёс грозную речь, обличая непотребный праздник и угрожая отлучением от Церкви. Услышав святителя, народ послушно разошёлся по домам. В воскресенье в соборе он произнёс такую проповедь, что люди плакали, а потом приходили к нему и стоя на коленях со слезами на глазах каялись. Праздник, посвящённый языческому богу солнца Яриле, больше уже никогда не проводился.
Служа в Воронеже, свт. Тихон создал свои первые писательские труды, предназначенные для священнослужителей: «О седми Святых Тайнах» и «Прибавление к должности священнической о тайне святаго покаяния».
В 1767 году свт. Тихон по причине ухудшения здоровья удалился на покой в Задонский монастырь. Все годы монастырской жизни он провёл в подвижничестве. Молитва, чтение Слова Божия, благотворительность, написание душеполезных трудов – все дни его были наполнены богоугодными делами. Каждый день он являлся на богослужение в храм, также ежедневно читал Священное Писание. Если приходилось куда-нибудь ехать, то в дорогу всегда брал с собой Псалтирь.
Святитель часто навещал сидельцев в Елецкой тюрьме, вёл с ними душеспасительные беседы, располагая к покаянию. Привыкший с детства к бедности, он до конца своей жизни ничего не имел – простая келейная обстановка, весьма скудный стол. И каждый раз, садясь за трапезу, он думал о бедняках, у которых сейчас нет еды, и начинал упрекать себя за то, что мало трудов, как он считал, посвятил Церкви и всегда при этом плакал.
Характер у святителя был непростым. Он был горяч, раздражителен и склонен к превозношению. Эти качества в себе он считал непотребными и боролся с ними, стараясь их изжить. Святитель просил помощи у Господа и постепенно, неустанно трудясь над собой, стал кротким и незлобивым. Иногда доводилось ему слышать критику и откровенные насмешки в свой адрес, однако он всегда в таких случаях говорил себе:
«Так Богу угодно, а я достоин этого за грехи мои».
Однажды свт. Тихон сидел на крыльце своей кельи и его одолели высокоумные помыслы. Мимо проходил юродивый Каменев, который подбежав к святителю, вдруг ударил его по щеке, прошептав на ухо: «Не высокоумь»! И святитель сразу же почувствовал, что бес высокоумия оставил его.
Другой раз пришлось ему беседовать с богатым дворянином, поклонником Вольтера. В разговоре он сумел кротко, но уверенно опровергнуть все безбожные доводы собеседника, а тот, в гневе, ударил святителя по щеке. А святитель, упав на колени, стал просить прощение у дворянина за то, что вызвал в нём гнев. Это произвело на гордеца такое сильное впечатление, что впоследствии он вернулся к Православию.
Самым тяжёлым искушением для свт. Тихона была тоска и уныние. Некоторые монахи не выдерживали такого состояния и часто уходили из монастыря в мир. Свт. Тихон боролся с искушением пением псалмов, написанием своих сочинений или физической работой. Часто в такие периоды он навещал своих друзей – схимонаха Митрофана и старца Феофана. Беседа с ними утешала и отгоняла уныние.
Свт. Тихон обнаруживал иногда дар чудотворения и прозорливости. Так однажды один из его келейников заболел и уже не надеялся на выздоровление. Его привели к святителю, чтобы он мог принять его святительское благословение. Со слезами умирающий сказал, что хотя и знает о том, что умирает, но верит, что если святитель попросит за него перед Господом, то Господь услышит эти молитвы и даст ему здоровье. На что святитель ответил: «Иди, и Бог тебя помилует». Вскоре после этого безнадёжный больной выздоровел.
Святитель предсказал ужасное по масштабам бедствия наводнение 1777 года в Петербурге. В 1778 году он предсказал многие эпизоды из царствования Александра I, в том числе войну с Наполеоном и победу в ней русского оружия.
За несколько лет до кончины святитель Тихон окончательно уединился и практически все дни посвящал молитве. Однажды он услышал голос: «Кончина твоя будет в день недельный». Вскоре во сне ему было сказано: «Потрудись ещё три года». Святитель болел, а за год до смерти с ним случился паралич левой части тела и он перестал ходить.
Перед самой смертью ему приснилась высокая лестница, уходящая в небо, на которую ему нужно подняться, и люди, которые шли за ним и помогали ему подниматься по ступеням. Он понял, что лестница – это его дорога в Царство Божие. А люди – все те, кто окружал его в земной жизни, и кто будет его поминать.
Скончался свт. Тихон 13 августа 1783 года. Погребён был в склепе под алтарём соборного храма Задонского монастыря. В 1845 году были обретены мощи святителя Тихона, оставшиеся нетленными.
12 августа 1891 года Святитель Тихон Задонский был прославлен в лике святых.
В советские годы останки святого находились в музее и только в 1988 году были переданы в Орловскую епархию, где находились в кафедральном соборе г. Орла. 13 августа 1991 года мощи были торжественно возвращены во Владимирский собор Задонского Рождество-Богородицкого монастыря, где находятся и сегодня. Адрес обители: ул. Коммуны, 14, г. Задонск.
Образ свт. Тихона Задонского сегодня можно встретить во многих храмах и монастырях России. Его портреты писались ещё при его жизни. При первом обретении нетленных мощей святого, с них было снято изображение почившего святителя. Часто свт. Тихон Задонский изображается вместе со святителем Митрофаном Воронежским.
В пригороде г. Задонска — селе Тюнино, находится святой источник святителя Тихона, который он обустраивал своими руками, и возле которого любил читать молитвы в уединении и тишине. В 2005 году здесь была построена часовня и купель с пристройкой, где в любое время можно набрать святую воду, которая обладает целебными свойствами. Это место очень почитается верующими, к святому источнику едут паломники со всей России.
Верующие молят святителя об избавлении от душевных болезней, исцелении души от злобы, уныния и печали, от алкогольной и наркотической зависимости, от нищеты. По молитвам к свт. Тихону люди выздоравливали даже при самых тяжёлых заболеваниях.
Известен случай, когда монахиня, страдающая циррозом печени, исцелилась от страшного недуга, молясь перед образом святого в Задонске. Часто тем, кто просил свт. Тихона о чуде исцеления, он являлся во сне. Проснувшись, люди с удивлением понимали, что болезнь ушла. Широко известен случай, когда женщина молила свт. Тихона об исцелении умирающего от холеры мужа. Её горячая молитва была услышана, и супруг был исцелён.
Святитель Тихон Задонский оставил нам бесценное наследство — свои мудрые, глубоко назидательные и спасительные творения. Он писал:
«Оставляю я по себе сочинения, до пользы души надлежащие, в которых я по силе своей и возможности, отставши от трудов епаршеских и живучи на уединении, трудился, а именно:
- о христианстве в шести томах;
- письма посланные в одном томе;
- письма келейные в одном томе;
- о истине евангельского учения и о вере в одном томе;
- инструкция христианская в одном томе;
- сокровище духовное, от мира собираемое в четырех томах;
- краткие нравоучительные слова в одном томе;
- проповеди трудов епаршеских в одном томе …».
Святитель Тихон Задонский – великий богослов Русской церкви, чья праведная жизнь подаёт пример служения Богу и людям, а его учения, которые обращены к каждому из нас, призывают жить по Заповедям Божиим, показывая путь к спасению.
Молитва святителю Тихону Задонскому
О великий святителю Христов и чудотворче Тихоне! Услыши нас, многогрешных, прибегающих к тебе с теплою верою и умиленною мольбою. Зане вемы ангелоподобное благое житие твое на земли, прославляем во всем твою милость, благоговеем пред высотою твоих христианских добродетелей, имиже во благовремении преуспевал еси к славе дивно прославившаго тя Господа. Ты воистинну был еси добрый пастырь словеснаго стада Христова, таин Божиих добльственный строитель, столпе и украшение Церкве Православный, российский Златоусте, языческих обычаев крепкий искоренителю, преискусный истолкователю евангельскаго учения, ревностный блюстителю священных отеческих преданий, любителю монашескаго безмолвия, богодухновенный собирателю сокровища духовныя мудрости от видимаго мира сего, премудро Богом сотвореннаго. Ты, яко избранный сосуд благодати, неленостно поучал еси всех жаждавших спасения словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою и смирением. Ты был еси милостивый защитник сирых, призрение вдовиц, убогих и всем сущим в бедах и напастех скорый утешитель, и ныне вемы, яко предстоиши пред лицем Господа славы и имееши велие к Нему дерзновение; сего ради к тебе, отче, прибегаем и усердно молим тя: буди о всех нас ходатай у Престола Всевышняго. Да простит Он беззакония и неправды наша; да просветит омраченный суетою ум наш и направит к истинному свету богопознания; да сохранит слабыя сердца наша от любострастных греховных увлечений и тлетворнаго мудрования века сего; да подаст земли благовременное орошение дождей и плодоношение и вся нам полезная, яже к животу временному и вечному, да вси притекающие к раце нетленных мощей твоих обретут мир, любовь и безмятежие. Церкви нашей испроси у Небеснаго Царя милость, благоденствие, спасение, на враги же победу и одоление. Отечество наше огради спокойствием и тишиною. Сохрани обитель твою святую от всяких соблазнов и научи всех нас благоговейно и богобоязненно шествовати по стезям заповедей Божиих, да сподобимся и мы купно с тобою и со всеми святыми стати одесную Господа сил в день страшнаго всемирнаго суда Его. Помяни, угодниче Христов, святителю отче Тихоне, во святых своих молитвах и души отшедших отец и братий наших, да упокоит их Господь в Небесных селениих; не презри и наше воздыхание, да выну прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.