Нижнетуровский б/ф №14 МКУК РБ предлагает Вашему вниманию интересную информацию о Празднике Покрова Пресвятой Богородицы
Считается, что праздник Покрова Пресвятой Богородицы пришел на Русь из Византии. Он отмечается каждый год 14 октября. Праздник Покров посвящен событиям, которые произошли не в годы жизни Божией Матери, поэтому он не входит в число 12 главных праздников церковного календаря. Однако этот день – один из самых значимых для православного вероучения.
Полное название праздника — Святой Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.
Точной даты и истории появления праздника нет. Большинство исследователей придерживаются мнения о том, что события произошли 1 октября (14 октября по новому стилю) 910 года.
В основе праздника — предание о явлении Богородицы в Константинополе. На окраине города стоял Влахернский храм, в котором находились святыни — риза (т.е. покров) и пояс Божией Матери. По легенде, в то время столица Византии находилась в окружении неприятельских войск. Люди собрались в храме на всенощную и молились о спасении. Среди них был и Андрей Юродивый. В четыре часа ночи во время всенощной произошло явление Пресвятой Богородицы, которая в окружении святых шла по воздуху. Рядом с Нею были пророк Иоанн Предтеча и апостол Иоанн Богослов. В одних источниках рассказывается о том, что Богородицу увидели все молящиеся, в других — что Ее видели только Андрей и его ученик Епифаний. Богородица начала молиться, затем подошла к храмовому престолу, сняла омофор (покров, покрывало), который покрывал Ее голову, и раскрыла его над людьми. Ее покров и стал знамением о защите христиан от неприятелей. Надежды вскоре оправдались: враги без всякого кровопролития отступили от города.
На Руси Покров день утвердили при князе Андрее Боголюбском в 1164 году. Образ Пречистой Девы, покрывающей народ своим головным платом, полюбился русским людям.
Для наших предков праздник Покрова Пресвятой Богородицы был одним из главных осенних торжеств.
В славянском календаре Покров знаменовал окончание сельскохозяйственных работ и наступление зимы. В это время часто выпадал первый снег, поэтому Покров Богородицы был связан с приходом зимы и со снежным покровом земли. Говорили: «Покров кроет землю то листом, то снегом». В это время начинали свой труд пряхи и ткачихи. Девушки принимались шить себе приданое. «Снежок белый поля покрывает, меня, девицу, замуж наряжает»
Название Покров (плат) Пресвятой Богородицы у людей ассоциировалось с головным платком или фатой невесты. В народе говорили: «Придет Покров, девке голову покроет». Таким образом, торжество стали считать «девичьим праздником» и благоприятной порой для проведения свадеб.
Испокон веков на Руси с праздника Покрова Богородицы начиналась череда свадеб. Семьи, созданные в это время, считались самыми крепкими и счастливыми. Чтобы молодожены жили в достатке, их укладывали спать на нечетном количестве ржаных снопов, желательно на двадцати одном.
На Покров незамужние девушки чуть свет бежали в церковь зажечь свечку. По поверью, какая раньше всех поставит свечу, та раньше всех и выйдет замуж. Девушки, желающие поскорее выйти замуж, в этот день рано утром в церкви ставили свечу и приговаривали: «Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком». Накануне самого праздника девушки рядились в поношенную одежду — костюмы стариков и старух, а на сам праздник наряжались «по-хорошему», ходили по родным в гости. Девушек вознаграждали куриными яйцами.
На Покров девушки просили Богородицу о замужестве и приговаривали: «Покров пресвятая Богородица! Покрой мою победную головку жемчужным кокошником, золотым подзатыльничком! Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком! Бел снег землю покрывает, не меня ли, молоду, замуж снаряжает». Или иначе: «Ты, Покров-Богородица, покрой меня, девушку, пеленой своей — идти на чужую сторону! Мать-Богородица, введи меня на чужую сторонушку! Мать-Богородица, встреть меня на чужой сторонушке!» .
Свадебные приметы в этот день определяли по погоде. Если на Покров ветрено, спрос на невест будет большим. Если выпадет снег, в деревне будет много свадеб, а молодых ждет непременное счастье.
«Покров — конец хороводам, начало посиделкам»
Готовя свои жилища к зиме, при растопке печи хозяйки приговаривали: «Батюшка-Покров, натопи нашу хату без дров». По поверьям, если в этот день истопить избу ветками яблони — всю зиму в доме будет тепло.
Крестьяне верили, что на Покров домовой ложится в спячку. Желая сохранить тепло до весны, в конопаченном и протопленном доме проводили ритуал «запекания углов». Старшая женщина в семье готовила маленькие блины. Первый блин делила на четыре части и клала в углах горницы, чтобы задобрить домового. Дабы пережить голодную зиму, хозяйки «закармливали» домашних животных в хлеву последним снопом, сжатым с овсяного поля. Для праздничного угощения варили мед и брагу, а блюда готовили из плодов нового урожая.
«Зазимье пришло — засидки привело». У татар Среднего Урала Покров (Бакырау) открывал период молодёжных вечерних посиделок (кичтəн утыру) после окончания полевых работ. Посиделки в сам праздник включали приготовление варёной курицы и пельменей (бельмен) с капустой, а также игры, хороводы и танцы. У юго-западных удмуртов к Покрову (Пукро) нередко было приурочено осеннее ряженье (пӧртмаськон, шыр сюан «мышиная свадьба») после окончания полевых работ. Группы ряженой молодёжи обходили дворы всей деревни с песнями (нередко включавшими эротичские метафоры) и шуточными играми.
Накануне Покрова молодые деревенские женщины сжигали в овине свои старые соломенные постели. Этим охраняются молодухи от «призора недоброго глаза». Старухи сжигали в это же самое время изношенные за лето лапти, думая исполнением этого «прибавить себе ходу на зиму». Ребятишек обливали перед Покровом водою сквозь решето, на пороге хаты. Это делалось в предохранение от зимней простуды
В преддверии праздника девушки начинали гадать и проводить ритуальные действа. С наступлением холодов молодежные гулянья переносились с улицы в избу. Девушки собирались вместе в большом доме, наряжались в лучшие одежды и веселились до упаду. Они верили: «Если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь». На первых осенних посиделках девушки выставляли в «отводное» окно хлебную лопату, становились вдоль нее и пели «долгие» лирические песни. Во время пения покачивали лопатой, чтобы «далёко было слышно» — в соседних деревнях. На совместной трапезе угощались кашей и блинами.
Вечером к девушкам присоединялись молодые люди, которые приносили угощения: пряники, леденцы, орехи. В знак внимания парень одаривал приглянувшуюся девицу небольшим подарочком. На таких вечерках-смотринах молодежь присматривала себе подходящую пару. На посиделках собирались каждый вечер с октября по март.
Крестьяне на Покров составляли прогноз погоды на предстоящую зиму. Критерием служили приметы:
Если в этот день дует северный или восточный ветер, зима ожидается суровая, а если ветер южный — зима будет снежной и мягкой. Переменный ветер на Покров предвещал переменчивую зиму.
Если журавли улетели раньше Покрова, зима будет ранней и холодной.
Если белка к этому дню вылиняла, зима окажется хорошей.
Если журавли полетят, то на Покров будет мороз, а нет, то зима позже.