(Записки о русской глубинке путешественницы на малую Родину Надежды Рипинской)
В популярном мультсериале «Гравити Фоллз» в сторону одноименного захолустного городка указывает стрелка, на которой написано: «Здесь смотреть не на что». Я всегда со смехом вспоминаю это честное предупреждение, когда подъезжаю к Нижнему Турово - родной деревне моих пращуров. Но кое на что у нас посмотреть все-таки можно, помимо аутентичной деревенской жизни. А точнее – вместе с ней.
Между прошлым и будущим
Центром культурной жизни села в последние годы, после оптимизации школы, клуба и аптеки стал возрожденный храм. Не считая библиотеки, разумеется. Старая церковь в Нижнем Турово появилась еще до революции, в 1904 году, когда неподалеку, в крупном селе Латное, благодаря кирпичному заводу, выросла «каменная» церковь. Старую же, рубленую из бревна и еще вполне крепкую, купила нижнетуровская община. Здание разобрали и собрали на новом месте – в центре села, на высоком берегу долины реки Девицы.
Год 1904 был важным для династии Романовых - у царя родился долгожданный наследник, нареченный Алексеем. Поэтому Воронежский архиерей освятил храм в честь святителя Алексия Московского, небесного покровителя царственного младенца.
После революции, несмотря на приход к власти большевиков, храм продолжал собирать паству - и в годы Гражданской войны, и позже.
Моя бабушка, родившаяся в 1921 году, рассказывала, что службы регулярно шли в годы ее юности, и что когда колокол звонил к вечерне, все бросали работу, приводили себя в порядок, а потом частенько отправлялись в церковь. Дьячком был дядя моего деда. За это, с точки зрения новой власти, неудачное родство, деда не взяли в Красную Армию с его одногодками в 34 году, а пошел он служить аж в 39м, после кровопролитной Финской войны.
Церковь уцелела и в годы репрессий, и даже война её пощадила, но своего настоятеля, конечно, уже не было. Сравняли с землей храм, как ни странно, в 60-е: старожилы помнят, как на Пасху пьяный председатель на лошади въехал в храм с кнутом в руке, разогнал верующих, как спилили крест и сбросили на землю колокола, как люди уносили домой иконы, церковную утварь и книги. К слову, одна из больших храмовых икон, икона Смоленской Божьей Матери, написанная на доске, была сохранена нижнетуровцами и вернулась уже в возрожденную церковь: в 90-е годы селяне на прежнем месте сами построили небольшое здание с одним куполом. После реставрации в Москве икона заняла центральное место в трапезной части. Сегодня это один из самых почитаемых образов в деревенской церкви, приложиться к ней в престольный праздник приезжают жители и окрестных сел.
Есть в храме и другие ценные, с духовной точки зрения, иконы. Один из местных фермеров заказал на Афоне и подарил общине икону Пресвятой Богородицы Всецарица. Это список с афонского оригинала, сделанный греческими монахами. Образу молятся люди, в жизнь которых пришла большая беда – онкология. Также есть прекрасная черногорская икона Иоанна Предтечи, писаная монахами Цетинского монастыря, где хранится десница Крестителя. Совершающие паломничества прихожане не забывают пополнять храм иконами из святых мест.
Настоятель храма отец Роман Танцюра показывает архитектурный проект - сегодня остается недостроенной основная часть храма – требуется увеличить высоту стен, разобрать старую крышу и маковку, и сделать новый кирпичный свод, украшенный пятью куполами в традиционном стиле русского крестово-купольного храмового зодчества.
Колокола, купола и источник силы духа
В 2014 году работы по реставрации и строительству активизировались: нашелся меценат, который помог поднять колокольню и трапезную, оборудовать газовую котельную (раньше храм отапливался дровяной печью), наладить систему теплых полов, приобрести для колокольни прекрасные звучные колокола. Звонница имеет три яруса: пока колоколами обжит только первый. Настоятель надеется, что во втором ярусе со временем появится электронная система, которая будет играть роль курантов и отбивать время: это сделает сельскую жизнь веселее.
Вообще колокольня и колокола – гордость нижнетуровского прихода. «Новейшая история» колокольного звона начиналась с небольшой установки, в которой колоколами служили обрезанные газовые баллоны разных размеров. Сохранилась она и по сей день – иногда используется при необходимости. Но в 2015 году на заказ в воронежской литейной мастерской «Вера» отлили семь колоколов, среди которых 800-килограммовый Благовестник и 100-килограммовый колокол с изображением царевича Алексея в форме Атамана Всех Казачьих Войск – такое воинское звание получал наследник престола Российской Империи с рождения. Впрочем, каждый колокол украшен образами: Спасителя, Богородицы, некоторых святых.
«Наша звонница по числу колоколов и красоте их звучания может поспорить даже с городскими, - с удовлетворением отмечает отец Роман. – Из 8 колоколов один зазвонный колокольчик сохранился от старого храма - люди принесли, когда церковь начали восстанавливать. За эти годы у нас выросла целая династия звонарей – сейчас их только «официально» четверо. А есть и звонарихи». На мое удивление этим обстоятельством настоятель храма с улыбкой говорит, что никому не возбраняется звонить в колокол, дискриминации нет. Но главный звонарь все-таки мой дядя, Владимир Борисов, вернувшийся пять лет назад в родное село после 30 лет жизни в Москве. В 2016 году, по благословению настоятеля, он окончил курсы звонарей в Латном, сам сварил дома «тренировочную» домашнюю колокольную установку, много практиковался.
После строительства колокольни были планы приступить в следующее лето к перестройке основной части храма, но, по просьбе мецената, пока взята пауза. В последние четыре года все, что делается, делается силами самих жителей. Вести большие строительные работы средства пока не позволяют, но мало-помалу обустройство прихода идет.
Еще одним местом духовной силы в селе считается источник, известный в народе испокон веков, как Кадыков колодец. Ключ находится на берегу реки Колотушка неподалеку от церкви и освящен в честь Владимирской иконы Божьей матери. Место несколько лет назад привели в порядок, люди приезжают сюда за необыкновенной водой, ниже самого ключа поставили купальню.
По свидетельству сайта Воронежской епархии, нижнетуровская водица обладает силой исцелять от духа уныния. Это, безусловно, чистая правда, поскольку после купания в ледяной воде всякое уныние покидает человека, и человек преисполняется невероятной бодрости. При современном образе мыслей и жизни людей, особенно городских, часто страдающих от депрессий, стрессов, неврозов, это очень важное свойство. К источнику периодически совершается крестный ход и крепкие верой прихожане «прокачивают» силу духа.
Бодрость духа, к слову, по моим наблюдениям, основная черта сельской паствы. Народ в храм ходит веселый, жизнерадостный, с чувством юмора. Многие пожилые люди удивляют огоньком в глазах, какой в городе и у молодых нечасто встретишь. Хотя жизнь в деревне, с колокольни горожанина, лишена многих благ и удобств.
«Сельские люди проще, но вера их глубже и ближе к самой сути христианства. Вера здесь идет от земли, - делится отец Роман пастырскими наблюдениями, - в городе люди годами читают книги, стараясь дойти до самой сути, а здесь многое постигается через труд на земле». И действительно, притчи Евангелия – это мудрость, переданная языком земледельческого народа, понятная и через 20 веков таким же сеятелям «без перевода».
Будни и праздники
В селе Нижнее Турово прописано около 400 человек. Конечно, регулярно в храм ходят лишь 5-10 процентов от этого числа, впрочем, как и в городе. Однако настоятелю ежегодно случается и детей крестить, и молодых венчать. Хотя, как ни прискорбно, поминальные молебны все же служатся чаще – что поделать, жизнь есть жизнь, и пожилые люди, составляющие большую часть населения, уходят.
В обычные дни в церкви довольно просторно и немноголюдно – человек 10-15 воцерковленных, постоянно посещающих храм. Но по большим праздникам храм наполняется людьми – на Рождество, Пасху, день Жён Мироносиц и престольный праздник преподобного Алексия (18 октября) собирается иногда больше ста человек.
Про праздники, особо почитаемые в Нижнем Турове – день Жён Мироносиц и день памяти святого Алексия (на местном говоре – ЖенамаранОсье и АлексЕи), стоит написать отдельную статью. Но если в двух словах, то во второе воскресенье после Пасхи все село отправляется на кладбище, на могилки стелют цветастые скатерти, ставят маленькие иконки, зажигают свечи и лампадки, устраивают поминальную трапезу.
Поскольку в селе все, так или иначе, друг другу либо родственники, либо друзья-кумовья, то люди переходят «от стола к столу» в течение нескольких часов. Пьют, к слову немного. Но в этот день с давних времен приезжают на родные могилы потомки нижнетуровцев из самых отдаленных уголков нашей страны и даже зарубежья. Здесь встречаются люди, которые не виделись порой десятилетия, находятся дальние родственники, одноклассники, свойственники. Я помню этот непреложный праздник с раннего детства – в те времена, когда старого храма уже не было, а новый еще не построили. И единственной возможностью молиться вместе, всем миром, была эта старинная традиция – Женамараносье.
С восстановлением церкви праздник дополнился, как и полагается, воскресной Литургией, Крестным ходом на кладбище, заупокойным молебном по всем ушедшим родным, который служит настоятель. Затем батюшка с певчими обходят все семейные могилы и служат литии по усопшим.
По мнению отца Романа, в селе Нижнее Турово из-за гонений на веру, произошел перенос праздника Радоница, посвященного поминовению родителей, который приходится на вторник второй седмицы по Пасхе, на день Жён Мироносиц. С одной стороны, это был законный выходной день у колхозников, а с другой, никто не мог запретить идти на кладбище – это же не храм. Придя служить в Нижнее Турово, настоятель не стал вмешиваться в заведенный порядок и, как и тысячу лет назад отцы нашей Церкви, возглавил народный почин. Паства оценила бережное и уважительное отношение.
Община и ее интересы тесно переплетаются с культурной жизнью деревни: любой церковный праздник собирает активных селян, но и в каждое значимое светское мероприятие настоятель и прихожане стараются внести свою лепту. На 9 мая служится панихида по павшим воинам (более 400 жителей села не вернулись с войны), затем проходит светский митинг и праздничный концерт, накрывается праздничный стол, где все вместе отмечают самый главный праздник нашей страны. Служат литии и в знаковом месте для села – у памятника герою Советского Союза Г.И. Васильеву, погибшему при освобождении села от фашистов в январе 1943 года. Это объединяет людей, дает возможность чувствовать необходимую для самостояния человека опору на общину.
Также и в других случаях, отец Роман не «сачкует» и, например, надев спортивный костюм, участвует в ежегодном легкоатлетическом забеге и празднике «Туровские версты». И даже в прошлом году занял третье место.
«Туровские версты», к слову, собирают на берегах реки Девицы самых разных людей: вдохновителем проекта стал глава администрации сельского поселения Борисов В.В., сам легкоатлет в прошлом. Бегают и дети, и взрослые, и местные, и дачники, подтягиваются соседи и друзья из ближайшего райцентра Хохла. И даже… иностранцы. Отец Роман в прошлый раз бежал вместе со швейцарцем, который женился не «окнами на Невский», а скромно: на реку Девица. Теперь живет жизнью русской глубинки. В храм пока не ходит, но может, и это еще впереди. Настоятель настроен оптимистично: недаром Кадыков ключ прогоняет дух уныния.
P.S. Всем, желающим увидеть народную духовную жизнь как она есть, стоит приехать в Нижнее Турово на день Жён Мироносиц и на именины святителя Алексия – 18 октября. Будет интересно - нижнетуровский приход славится своим гостеприимством.
|