Детская библиотека – б/ф №1 МКУК РБ Работники детской библиотеки – б/ф №1 МКУК РБ 31 января 2022 года в школе-гимназии с учениками 8-х классов провели час информации «Нижнедевицкая летопись», посвященный освобождению Нижнедевицкого района и села Нижнедевицк от немецко-фашистских захватчиков. Ребятам рассказали о том, как вероломно, без объявления, началась Великая Отечественная война, как шаг за шагом наша армия освобождала города и села. В этот день ребята узнали, как жили наши односельчане в годы войны, как помогали армии, совершая при этом подвиги: заводили немцев в болота, подносили снаряды, уносили с поля боя раненых, разведывали огневые точки противника. Ребятам рассказали, в честь каких героев Великой Отечественной войны названы улицы в селе Нижнедевицк и в селах района. Библиотекарь рассказала о памятниках в районе. Подробно рассказала о памятнике Николаю Загорскому, который находится в селе Вязноватовка. Дети поведали библиотекарям о своих родственниках, которые не вернулись с войны. Вместе с детьми библиотекарь листала Книгу Памяти и находила имена их родственников, погибших в годы войны. Из книги «Нижнедевицкая летопись» библиотекарь зачитала отрывки, повествующие о том, как бесчинствовали немцы в нашем районе.
В Острянском б/ф №15 МКУК РБ к Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов РФ, объявленного в 2022 году - оформлена книжная выставка:
Лесополянский б/ф №10 В Лесополянском б\ф №10 функционирует книжная выставка "Этих дней не смолкнет слава", посвященная освобождению Нижнедевицкого района от немецко-фашистских захватчиков. На выставке представлены книги о городе Воронеж, о военных действиях на воронежском направлении, о дальнейшем освободительном движении советских войск, в сторону Курска, о подвигах наших земляков в годы войны. Это подвиг, который нужно помнить!
Петр I Великий – последний русский царь и первый российский император из династии Романовых, взошедший на престол в десятилетнем возрасте. В истории остался, как великий реформатор и человек, «прорубивший окно в Европу».
О том, что Петр I внес огромный вклад в развитие страны и «прорубил окно в Европу», известно каждому российскому школьнику. Будучи сыном царя, крестником царя и братом царя, Петр Алексеевич и сам стал правителем страны уже в десятилетнем возрасте. Основав Российскую империю, великий реформатор стал последним русским царем и первым российским императором. Поначалу страной формально правил брат Иван V, а фактическим руководителем была их сестра Софья Алексеевна, взявшая на себя функции регента. Однако уже в возрасте 17 лет Петр взял бразды правления в свои руки и стал единоличным правителем государства.
В годы правления Петра Великого Россия изменилась до неузнаваемости: границы страны расширились, экономика существенно поднялась, а на берегу Невы вырос город Санкт-Петербург, который и сегодня считается одним из красивейших в мире. Энергичный правитель сделал ставку на развитие отечественных производственных предприятий, постепенно вытеснив из страны товары заграничного происхождения. Однако опыт иностранцев Петр перенимал охотно, понимая, что их технический прогресс намного опережает российский.
Реформы государя без крови не обошлись: в большинстве случаев результат достигался искоренением инакомыслия и прямым насилием над народом. Именно поэтому историки оценивают личность Петра неоднозначно, высказывая порой прямо противоположные мнения.
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ Петр был рожден в семье государя Алексея Михайловича и его законной жены Натальи Нарышкиной, поэтому с малых лет он был обречен на царствование. Для отца он был четырнадцатым по счету ребенком, а вот для матери первым. Интересно отметить, что историки до сих пор не нашли ответа на вопрос, откуда взялось имя Петр – для обоих родов оно было совершенно непривычным.
Дата рождения будущего императора – 30 мая (по старому стилю) 1672 года. В 1676 году скончался его отец, царь Алексей Тишайший, и по закону престолонаследия во главе государства оказался его брат Федор. Молодой царь стал крестным и опекуном младшего наследника, всячески поддерживал его и старался дать самое лучшее образование.
Портрет Петра I в детстве С учебой любознательному Пете не повезло: в те годы Православные священники вели активную борьбу с западным влиянием, поэтому при дворе не осталось ни одного педагога-латиниста. Уроки царевичу давали более-менее образованные попы, которые кроме церковных книг ничего не читали. Грамоту Петр, конечно, освоил, но до конца дней нередко допускал орфографические ошибки.
Правление Федора III было недолгим – через шесть лет он умер из-за слабого здоровья. По правилам трон должен был занять следующий наследник – Иван, но и он оказался очень болезненным. Клан Нарышкиных устроил заговор с целью воцарения своего родственника Петра, при этом во дворце произошел настоящий переворот. Нарышкины недооценили реакцию династии Милославских, которые встали на защиту интересов Ивана. После знаменитого Стрелецкого бунта 1682 года было принято решение о признании сразу двух правителей – Ивана V и Петра I. Для братьев-царей даже изготовили двухместный трон, который сегодня можно посмотреть в Оружейной палате.
Юный Петр целыми днями забавлялся игрой со своими «потешными войсками», причем солдатами в них выступали самые настоящие мальчишки. Он переодевал сверстников в военную форму и отправлялся с ними маршировать по городским улицам. Самому государю в войске была отведена роль барабанщика. Через некоторое время Петр создал потешный артиллерийский полк, а после и потешный флот. «Игрушечные» войска царя изначально назывались Преображенским полком, позже к нему присоединился и Семеновский полк.
ЦАРСТВОВАНИЕ ПЕТРА До достижения совершеннолетия Петр Алексеевич находился под опекой старшей сестры Софьи, позже за его спину встала мать Наталья Кирилловна и представители семьи Нарышкиных. Брату-соправителю Ивану государственные дела были в тягость, поэтому он полностью передал правление в руки брата. Когда скончалась мать, царь наконец избавился от влияния клана Нарышкиных, став самостоятельным государем.
Петр продолжил борьбу с османами в Крыму, осуществил захват крепости Азов. С целью укрепления южных границ по приказу царя был построен Таганрогский порт, но, учитывая отсутствие полноценного флота, этот шаг мало чем помог.
Молодой самодержец задумался о необходимости создания мощного русского флота. Началось беспрецедентное по своим масштабам строительство современных кораблей, молодые дворяне отправлялись в Европу для изучения судостроительного дела. Петр Алексеевич обучался наравне с подчиненными, нередко его можно было увидеть среди рабочих с плотницким инструментом в руках. Огромный опыт в корабельном деле он приобрел при строительстве судна «Петр и Павел».
В то время, когда Петр I погрузился в реализацию масштабных преобразований, его враги не дремали. Во дворце полным ходом шла подготовка к перевороту, который возглавила первая супруга государя. Утихомирив стрельцов, Петр Великий задумался о переориентации военных действий. Он подписал мирный договор с османами и объявил войну шведам. В результате многодневных сражений русским войскам удалось захватить крепости Ниеншанц и Нотебург, расположенные на берегу Невы. Именно здесь началось строительство города европейского формата, получившего название Санкт-Петербург. На острове Котлин разместилась база русского флота, позже здесь появился город-порт Кронштадт.
ВОЕННЫЕ КАМПАНИИ Благодаря вышеперечисленным достижениям Россия получила так называемое «окно в Европу» — выход к Балтийскому морю. Впоследствии в состав России вошла восточная часть Прибалтики, и в 1709 году после знаменитой битвы под Полтавой шведы были окончательно повержены. Согласно историческим свидетельствам, Петр Алексеевич не прятался в штабах, а лично вел своих бойцов в атаку. В ходе Полтавской битвы его чуть не убили, к счастью, пуля попала в шляпу.
Полтавская битва Потерпев сокрушительное поражение, Карл XII попросил убежища в Бендерах, которые тогда находились во власти османов, а сейчас являются территорией Молдовы. Вступив в коалицию с запорожскими казаками и крымскими татарами, беглый король начал плести интриги близ южной границы страны. Отношения с турками вновь обострились, и Русь оказалась в ситуации тройной войны. Во время одного из сражений на русско-молдавской границе войска Петра попали в окружение, и он был вынужден подписать с турками мирный договор. В результате противник вновь завладел крепостью Азов и получил выход к морю.
Северная и русско-турецкая войны были не единственными сферами интереса Петра Великого. Он последовательно расширял восточные границы государства, основывая города Омск, Семипалатинск, Усть-Каменогорск, позже в состав России вошла и Камчатка. Государь также мечтал о захвате земель Северной Америки и Индии, но эти планы не осуществились. Однако великих завоеваний у Петра было и без того предостаточно: в ходе Каспийского похода на Персию были присоединены города Баку, Дербент, Астрабад, Решт и многие другие крепости Кавказа. После кончины Петра Алексеевича многие из этих городов вновь перешли под контроль противников, так как новые власти сочли регион бесперспективным и затратным для казны.
ВЕЛИКИЙ РЕФОРМАТОР Территория страны значительно расширилась, и царь задумался о преобразовании Русского царства в Российскую империю. С 1721 года Петр Великий стал называться императором.
Самодержец провел ряд значимых реформ, большинство из которых коснулись военного щита страны. Но был и ряд существенных преобразований в гражданской сфере. Церковь перешла в непосредственное подчинение государя, в промышленности и торговле наметился бурный рост. Петр ломал устаревший уклад часто радикальными методами: всем известна история о том, как он заставил бояр сбрить бороды и носить европейскую одежду. Император понимал, что для достижения величия России необходимо повышать уровень образования, поэтому повсеместно стали открываться современные учебные заведения, куда приглашались европейские преподаватели.
Петр способствовал популяризации зарубежной литературы: при нем на русский язык были переведены сотни произведений великих классиков. Одна за другой в стране открывались школы для обучения медиков, артиллеристов, инженеров, моряков, специалистов горнодобывающей отрасли. Благодаря правителю в России появилась первая отечественная газета и была открыта гимназия. Важным моментом было то, что отныне посещать учебные заведения могли не только дворянские отпрыски, но и дети простых солдат. Он неоднократно заявлял о планах на создание общеобразовательных школ, но осуществить эту задумку не успел.
В годы правления Петра Алексеевича оказывалась серьезная поддержка молодым талантам в виде бесплатного обучения. Был введен новый календарь, положение женщин начало улучшаться – теперь стало запрещено насильно выдавать их замуж. Правитель способствовал укреплению внутреннего достоинства подчиненных: отменил обязательное коленопреклонение и советовал всем называть себя по имени-отчеству, а не всякими там «Ваньками» и «Сеньками».
Действительно, Петру удалось поднять среди дворян как уровень образования, так и систему ценностей. Оборотной же стороной медали стал гигантский разрыв между знатными людьми и так называемой чернью. С необразованностью и несознательностью самодержец боролся жестоко и беспощадно, считая, что успехов можно добиться лишь кнутом. Яркий пример деспотичности Петра Алексеевича – возведение Санкт-Петербурга, которое проходило в тяжелейших, порой нечеловеческих условиях. Многие строители не выдерживали каторжного труда и подавались в бега, но были вынуждены возвращаться с повинной. Дело в том, что император ввел для беглецов особую меру воздействия через их семьи, которые арестовывались и помещались в острог.
Великий реформатор отчетливо понимал, что такая внутренняя политика по душе далеко не всем жителям. Чтобы обезопасить себя и выстроенную систему, царь основал политический сыск, нацеленный на выявление недовольных и подавление возможных мятежей. Поначалу орган назывался Преображенским приказом, а впоследствии стал печально известной Тайной канцелярией. Был введен запрет на недоносительство, запрещалось вести записи в комнатах при закрытых дверях. Нарушение этих правил каралось сурово, вплоть до смертной казни. Так Петр Великий искоренял заговоры, интриги и дворцовые перевороты.
В середине 18-го века французский философ-просветитель Вольтер начал составлять историю правления Петра I. Для работы ему были необходимы данные о том, насколько возросла численность российского населения за годы царствования великого завоевателя. В этом писателю помог прусского правительства Фоккеродт, составивший примерную демографическую картину Российской Империи.
По сведениям дипломата, количество податных граждан составляло почти 5,2 миллиона человек, число сельских жителей было близко к 10 миллионам душ. Многих своих крестьян помещики утаили, и при повторной переписи эта цифра выросла на несколько миллионов. Представителей дворянства насчитали около 500 тысяч, священнослужителей почти 300 тысяч, государственных чиновников – около 200 тысяч душ.
Численность населения захваченных регионов колебалась на отметке 500-600 тысяч человек. Количество казачьих душ с их семьями в Украине, на Яике и Дону оценивалось в 700-800 тысяч человек. Ревизию среди сибирских народов было сделать крайне затруднительно, и Фоккеродт предположил цифру около миллиона жителей.
Подсчеты были весьма неточными, но приблизительную общую картину составить все же удалось. Численность подданных Российской Империи оценили в 15 миллионов человек, что было на пять миллионов меньше, чем во Франции. Таким образом, к концу правления Петра население России выросло почти на 4 миллиона душ.
РЕПРЕССИИ Осенью 1702-го Петр издал указ о веротерпимости, но в отношении старообрядцев он не применялся. Для упрощения учета им было разрешено полулегальное существование, при этом налогов и податей они должны были платить вдвое больше. За уклонение от двойных налогов полагалось увеличение штрафа, а в некоторых случаях ссылка на каторгу. Проведение старообрядческих богослужений грозило смертной казнью.
Попы-старообрядцы подвергались повсеместным гонениям, скиты и часовни раскольников безжалостно уничтожались. Пройдя через страшные пытки – порку кнутом и вырывание ноздрей, многие старообрядческие священники перешли на служение в официальную церковь, но большинство все равно оставались раскольниками.
По мнению старообрядцев, наделение Петра Алексеевича императорским титулом являлось прямым свидетельством его связи с Антихристом, так как в этом действе явно прослеживалась преемственность государевой власти от Римской католической церкви. Антихристова сущность Петра, по мнению раскольников, проявилась и в измененном при нем календаре, и в подушной переписи населения. В 1722 году восстали старообрядцы из сибирского города Тара, но их бунт был быстро подавлен самыми жестокими методами.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ Интерес ко всему европейскому у Петра Алексеевича возник еще в ранней молодости, когда он посещал Немецкую слободу. На этом островке иноземной культуры будущий император научился танцам и общению на западный манер, впервые попробовал табак. Здесь же импульсивный молодой человек встретил свою первую любовь Анну Монс. Девушку сразу же невзлюбили при дворе и за глаза стали называть «Монсихой» и «Кукуйской царицей».
Об этой связи вскоре узнала мать престолонаследника и поспешила организовать брак сына с Евдокией Лопухиной. Личная жизнь с ней счастья Петру не принесла: сразу же после венчания жених поселился отдельно и посещал жену лишь изредка во избежание кривотолков.
Петр I с Евдокией Лопухиной В царской семье родилось трое сыновей, двое из которых скончались рано. Выжил лишь первенец Алексей, которому по закону переходило право престолонаследия. Однако в 1698 году Евдокия предприняла попытку свержения Петра и воцарения на престол сына, за что была схвачена и сослана в монастырь. Алексей успел бежать за границу, где вынашивал планы мести по отношению к тирану-отцу. В 1717 году сотрудники Тайной канцелярии схватили несостоявшегося царевича и поместили его в Петропавловскую крепость ожидать исполнения смертного приговора. Казнить бунтовщика не успели – при невыясненных обстоятельствах он скончался в заточении.
Расторгнув брак с первой супругой, Петр Алексеевич сделал своей фавориткой Марту Скавронскую, захваченную при взятии шведского города Мариенбург. Она подарила царю одиннадцать детей, большинство из которых родилось до официального бракосочетания.
Петр I и Марта Скавронская Свадьбу сыграли в начале 1712 года, предварительно обратив Марту в православную веру. Отныне она стала называться Екатериной Алексеевной, ставшей позже императрицей Екатериной I. Большинство отпрысков царской четы умерли в младенчестве, а из выживших в истории сохранились имена Елизаветы I и Анны, матери Петра III. Из сохранившихся источников известно, что лишь вторая супруга государя имела над мужем определенное влияние и могла останавливать его внезапные вспышки ярости.
Екатерина была рядом практически всегда: она отправлялась с ним даже в военные походы. Несмотря на это, любвеобильный Петр ухитрился завести роман с княжеской дочкой Марией Кантемир, которая сохранила статус его фаворитки до последних дней.
Известно, что Петр Алексеевич был человеком высокого роста. Даже сейчас при виде двухметрового мужчины прохожие невольно оборачиваются, а в те времена 203 сантиметра было и вовсе нонсенсом. Когда император шел сквозь толпу людей, его фигура всегда возвышалась над массой.
ХАРАКТЕР ИМПЕРАТОРА Петр Алексеевич был смекалист, легко осваивал новые навыки. Имел склонность выражаться прямо, часто поддавался порывам ласки, сменяющейся гневом. Приступы ярости порой перерастали в необузданную жестокость.
Будучи молодым человеком, Петр любил предаваться шумным пьянкам вместе со своими приятелями. Во время безумных оргий излюбленным развлечением царевича были издевательства над боярами и персонами «старого уклада». Людей «протаскивали сквозь стулья», сдирали с них традиционную русскую одежду и заставляли бегать нагишом. Юный государь стал создателем «Всешутейшего, всепьянейшего и сумасбродного собора», где было принято глумиться над старыми порядками, которые общество считало высшими морально-религиозными ценностями.
После подавления Стрелецкого бунта Петр I лично выступил в роли палача. По воспоминаниям датского дипломата Юста Юля, однажды он стал свидетелем страшной сцены. После победоносной Полтавской битвы Петр торжественно возвращался в Москву верхом на коне. Уже при въезде было заметно, что царь находится в странном состоянии: голова его совершала странные вращения, лицо было искажено безумными конвульсиями. На пути правителю попался солдатик, который якобы в чем-то провинился перед ним. Что произошло далее, не приснится в страшном сне: Петр яростно набросился на провинившегося, начал топтать конем и в безумном исступлении изрубил беднягу мечом.
СМЕРТЬ В отличие от единокровных братьев, Петр Алексеевич обладал сравнительно крепким здоровьем. Однако на протяжении всей жизни государь страдал от сильнейших головных болей, а незадолго до смерти его начали изматывать приступы почечнокаменной болезни. Этот недуг обострился после того, как военачальник вместе с простыми солдатами вручную буксировал севшее на мель судно. Тогда царь старался не обращать внимания на усилившиеся боли, но впоследствии такое пренебрежительное отношение к собственному здоровью сыграло решающую роль.
Приступы стали невыносимыми в начале 1725 года. Государь тогда находился в Зимнем дворце, и по свидетельствам современников, у него даже не осталось сил кричать от боли. Окружению стало понятно, что великий самодержец скоро покинет этот мир.
Могила Петра I Петр Алексеевич умер в страшных мучениях. Врачи констатировали воспаление легких, но позже этот диагноз был опровергнут. Вскрытие выявило сильнейший воспалительный процесс желчного пузыря, уже начавший перерастать в гангрену.
Похороны первого российского императора проходили в Санкт-Петербурге, в соборе Петропавловской крепости. После кончины императора его место заняла государыня Екатерина I.
ПАМЯТЬ Возвеличивание личности Петра началось сразу после его кончины, хотя сам он в жизни был непритязательным и славой не грезил. Благоговейный культ правителя продолжался во все времена и при всех политических режимах в стране.
Именем императора были названы города Петроград, Петрозаводск, Петрокрепость и Петродворец, географические объекты залив Петра Великого и остров Петра I. В нескольких российских городах возвели памятники великому реформатору, самым грандиозным из которых стал Медный всадник, установленный на Сенатской площади Северной столицы.
Памятники Петру I Великому Личность Петра Алексеевича была описана в таких литературных произведениях, как «Петр Великий» М. В. Ломоносова, «Арап Петра Великого» и «История Петра I» А. С. Пушкина. Образ императора лег в основу более чем двадцати исторических кинокартин 20-го века. Самыми известными из них стали ленты «Петр Великий», «Табачный капитан», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», «Россия молодая» и «Тайны дворцовых переворотов». Источник: https://biographe.ru/politiki/petr-velikij
К году народного искусства и нетрадиционного культурного наследия народов Российской Федерации Михневский б/ф №9 представляет информационный час «Духовность, нравственность, культура».
Цель и задачи: Совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознания того, что человеческое общество может благополучно существовать и развиваться, если стремиться к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию. Углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через эстетические, культурные, семейные традиции, общенациональных и межнациональных отношений, религиозные верования. Принятые культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения. Культурные традиции – социальное и культурное наследие, передаются от поколения к поколению и воспроизводящиеся в определённых обществах и социальных группах в течении длительного времени, это богатство многонациональной страны. Культурные ценности – нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, фольклор, художественные промыслы и ремёсла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии уникальные в историко-культурном отношении территории и объекта. Главная задача – выделить в разных субкультурах общение, ценности и показать их влияние на развитие цивилизации и на жизнь современного общества. Это ускоренность в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения, приобщение к богатству национальной культуры (для каждого народа – своей), в том числе - религиозной. В России живут самые разные народы. Их более 150. У каждого народа свой язык и самобытная культура. Союз народов скрепляет и общая история, и культура. Ведь многонациональные народы живут в России издавна, делят с друг другом горе и радости. Развитие и воспитание духовно-нравственных ценностей должно сформировать самостоятельную личность, способную реализовать свои планы с помощью собственных ресурсов, потенциала и строится на следующих принципах: - уважения к своей стране, её истории; -индивидуально-личностное развитие. Нужно чувствовать гордость за свою Родину, за принадлежность к своей нации проявление нравственных поступков в отношениях с людьми. Знакомство с культурой народов России обогащало и расширяло кругозор русских писателей, художников, композиторов, помогало им более глубоко осознавать общность Социальных и политических проблем, стоящих перед всеми народами России.
Пускай назад история листает Страницы легендарные свои И память через годы пролетая, Ведет опять в походы и бои. В Синелипяговском б/ф №18 МКУК РБ к славной дате -79-годовщине со дня освобождение села Синие Липяги от немецко-фашистских захватчиков прошел час памяти «Легендарные страница истории». В героической истории летописи нашего села есть даты и моменты, величие которых не померкнет никогда - 29 января 1943 года день, который синелипяговцы будут помнить и чтить пока живет село. Много горя испытали сельчане за семь лет оккупации. Фашисты расстреляли 85 колхозников, рабочих и служащих. Много молодых девушек угнали на работу в Германию. 133 человека подвергли жестоким пыткам, многих молодых девушек угнали в Германию. Хронологию всех оккупационных зверств фашистов можно узнать, прочитав книгу С.А. Маркова «НИЖНЕДЕВИЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ ХХ век», которая представлена на фотовыставке « ЛЕТОПИСЬ СЕЛА». После часа памяти присутствующие на мероприятии приняли участие в возложении венков у Братской могилы.
Верхнетуровский б/ф №3 МКУК РБ 29 января мы отмечаем 79-ю годовщину освобождения села Верхнее Турово от немецко-фашистских захватчиков. В этот день у Братской могилы состоялся час памяти «Мы этой памяти верны…» с возложением венков. В мероприятии приняли участие школьники, жители и гости нашего села. По традиции прозвучали торжественная речь от главы администрации сельского поселения, от директора ООО СП «Резон» Скрипченкова В.И., директор школы. Прозвучали стихотворения «о тех страшных и тяжелых днях». У обелиска воинам-односельчанам, погибщим в годы войны, вспомнили и почтили память своих земляков. Почтили место гибели мирных жителей, укрывшихся от бомбежки в погребе - у «Мемориальной плиты». Состоялось возложение венков. Завершилось мероприятие минутой молчания. И в заключении, хотелось бы сказать, что проходят годы и все дальше отдаляется то время, когда окончилась война. С каждым годом остается все меньше ветеранов, прошедших ее. И людей, которые помнят об этих событиях, почти не остается. Но памятники и обелиски, посвященные людям, погибшим в годы ВОВ, напоминают ныне живущим о той цене, что заплатила наша страна за мир на земле. Нынешнее поколение должно быть достойно памяти павших. Это забота о будущем нашего села, чтобы молодое поколение чтило память наших прадедов. Ведь в наследство нам остаётся подвиг и наши спасенные жизни. Очень хотелось бы, чтобы слова «Никто не забыт, ничто не забыто» претворялись в жизнь.
Литературно – музыкальная композиция посвящённая блокаде Ленинграда и освобождению Нижнедевицка от немецко – фашистских захватчиков Цель мероприятия: воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну. 28 января работники районной библиотеки Баркалова Светлана и Ключникова Татьяна подготовили и провели с учащимися 10 класса Нижнедевицкой гимназии литературно – музыкальную композицию «Помнит мир спасённый». 22 июня 1941года началась Великая Отечественная война… Одной из самых героических и трагических страниц Великой Отечественной войны стала блокада Ленинграда. Кольцо окружения вокруг города сомкнулось 8 сентября 1941 года. Завершилась блокада города – 27 января 1944 года, когда наши войска отбросили фашистов от города, освободили практически всю Ленинградскую область. Решением Российского правительства 27 января было объявлено Днём воинской славы России. В этот день в 1944г. была снята блокада города Ленинграда. Ведущие рассказали о мужестве, стойкости, героизме, патриотизме простых людей, вынесших на себе трудности блокадного Ленинграда. Учащиеся 10 класса Просветов Иван, Зубков Владислав, Просветова Ангелина прочитали стихотворение «Детские башмачки из Люблина». Всем присутствующим был показан фильм «Блокада Ленинграда». Прозвучала песня «Бухенвальдский набат». Война не обошла стороной и наш родной Воронежский край. 212 дней и ночей Воронежская область была местом невиданных по ожесточённости боёв. Тревожный июнь 1942 года. Фронт подошёл к границам Нижнедевицкого района. После ожесточённых боёв 4 июля 1942 года райцентр был захвачен врагом. Немцы установили жестокий террор: уничтожали советских активистов, добивали раненных бойцов. 7 месяцев район находился в оккупации. За это время фашисты разграбили 75 колхозов Нижнедевицкого и 46 колхозов Сине – Липяговского района, 2 совхоза, 3 машинотракторной станции, полностью уничтожили общественное поголовье скота. В райцентре сгорело 23 дома, в том числе: телефонно – телеграфное здание, райсовет, контора райпотребсоюза, здание НКВД, уничтожено 12, а разрушено 29 школ. 183 человека в нашем районе были расстреляны. Вот такую кровавую точку поставили немцы на оккупации села. Но враг был отбит. 30 января 1943 года Нижнедевицк был освобождён. С гордостью можно отметить – наш район дал стране 6 Героев Советского Союза: Костин Василий, Косарев Владимир, Плохих Иван, Шматов Максим, Подкопаев Степан, Козлов Михаил. Среди наших земляков, участников войны, три полных кавалеров Орденов Славы – Попов Семён, Зацепин Митрофан, Тихонов Григорий. Минуло много лет с тех пор, как прогремели последние залпы орудий на территории нашего района. Мы, русские люди, должны помнить, какой ценой завоёвана Победа, сколько сил было отдано за неё, не забывать тех, кто каждый день ценою своей жизни приближал 9 мая 1945 года. 30 января мы отмечаем 79 годовщину освобождения Нижнедевицка от немецко – фашистских захватчиков. Поздравляем всех с праздником! В наших силах сохранить мир на земле, благодаря доброте, дружбе и взаимопониманию! Радуйтесь, люди, солнцу, свету, теплу, голубому чистому небу! Берегите мир!
Отдел методической работы, организации и формирования фондов МКУК РБ.
День Мороза и Снегурки – это традиционный языческий праздник, о котором большинство обывателей в нашей стране не знает. Однако в Древней Руси 30 января был одним из популярнейших праздников зимы. В этот день наши предки прославляли Мороза, который был зимним воплощением могущественного бога Велеса – символа богатства и благополучия. Кроме того Дед Мороз и Снегурка – это неотъемлемые атрибуты зимы, наступающего Нового года и массового веселья. В тот день почитали противника Перуна - Мороза— ипостась Велеса. Можно сказать, что Мороз — зимняя ипостась Велеса, так же как Яр (сын Велеса и Дивы) — весенняя. Мороз женат на Снежной Царице, дочери Мары и Кощея. У Мороза и Снежной Царицы есть дочь — Снегурочка. В эти дни рассказывают сказки о Деде Морозе и о Снегурочке. О том, как Снегурочка по прихоти богини любви Лели полюбила человека, потому с приходом Весны не стала улетать на Север. И только ее пригрело Солнце, она растаяла. Интересные факты о празднике: Довольно забавным является тот факт, что Дед Мороз и Снегурка в 1999-м году получили российскую прописку, и сейчас они живут в городе Великий Устюг, что в Вологодской области, на востоке. Надеемся, будет интересно узнать и то, что в новогодней западной и рождественской мифологии нет аналога нашей Снегурки, сколько его не искали. Сравнивали его и с Маланкой, и со святой Люцией, и со святой Катериной, и со многими другими, но ни одна из них не похожа на русскую Снегурку. И кстати, зарубежные Деды Морозы вообще не имеют «напарника». История праздника: Новый год – это традиционный праздник, символами которого являются Дед Мороз и Снегурка. Однако немногие знают, что 30-го января славяне отмечают День Мороза и Снегурки. Именно в этот день хочется понять и переосмыслить роль персонажа, заложенного в этом празднике. Популярная история о добром дедушке Морозе и Снегурке, которые живут довольно далеко на Севере и под Новый год раздают детям подарки, известна всем, но каковы более глубинные, старославянские корни привычного нам деда Мороза и Снегурки надо ещё разобраться.
«Языческий календарь» имеет иное название, а именно «Коло Сварожье». Для наших предков Коло Сварожье – это зодиакальный круг. Сварог – не что иное, как отождествление мужского воплощения Вселенной, небесный кузнец, Бог-творец Вселенной, который создал всё живое на Земле и населил её, он же является покровителем семьи и брака. По этому календарю день Мороза и Снегурки – это праздник Бога зимы, Велеса, приносящего на землю снег и холод, а также дарующего зародыши богатства, приплода и урожая. Покровителем всех зимних занятий, проходящих вне дома, также являются Мороз и Снегурка. Считается, что Дед Мороз – это одна из ипостасей всемогущего бога Велеса, а точнее его зимняя ипостась. Главным деянием Велеса стало то, что он привёл в движение мир, сотворённый Родом и Сварогом. Ночь стала менять день, после зимы шла весна, за печалью обязательно следовала радость. Но это не однообразная цикличность, это обучение жизненным основам. Люди научились бороться с трудностями и ценить редкие моменты счастья. Коловращение происходит по ходу движения Солнца на небе, в соответствии с законами Прави. А направляющей и помогающей силой в испытаниях является Великая Любовь. Законы Прави, в свою очередь, рассказывают о Творце и законах Вселенной. По мифам древних славян женой Мороза является Снежная Царица, приходящаяся дочерью Кощея и Мары, которые правят тёмным подземным царством. А Снегурка является дочкой Мороза и Снежной царицы. Сколько лет точно Морозу или Снегурке – подсчитать никто не берётся, одно только понятно, что им по несколько тысяч лет. Кроме того это объяснение полностью отрицает миф о том, что Снегурка – это внучка Деда Мороза. История происхождения Деда Мороза и Снегурочки: славянские корни: С некоторых пор символами Нового года стали Дед Мороз и Снегурочка – сказочные персонажи нашего детства.
Сам образ Деда Мороза, как новогодний персонаж сказок и детских утренников, к которому мы привыкли, существует сравнительно недавно. Когда родился Дедушка и кто его родил – история, покрытая мраком, поскольку корнями уходит в далёкое прошлое наших предков.
Есть версия, что наш Дед Мороз – это воплощение славянского бога Морока, повелителя зимы и снега. Кстати, бог Морок также считался богом лжи, обмана и заблуждений.
Отсюда сохранились такие выражения в русском языке, как: «упасть в обморок», «морочить голову»; в украинском языке — «запаморочення». Морок представлялся нашим прародителям как седой старик, который бродил по лесам, покрывая инеем деревья, а реки сковывая льдом.
Встреча с Мороком сулила беду. Злой бог мог заморозить до смерти, поэтому люди задабривали его, как могли: угощали блинами, киселём, приглашали к столу отведать кутью, печенье, просили не губить посевы.
Как-то со временем злой Морок стал добрее, что ли, но не сразу. Вспомните хотя бы русскую народную сказку «Морозко» или сказку Владимира Фёдоровича Одоевского по народным мотивам «Мороз Иванович». Героиню сказки, которая отличалась добрым, покладистым характером и трудилась не покладая рук, Морозко немного поморозил, а потом одарил сокровищами. А сестру её сводную, злую и ленивую, заморозил насмерть. Наверное, поэтому мы своим чадам говорим, что Дедушка Мороз только послушным детям дарит подарки. Дед Мороз: Морок, Морозко… На самом деле у этого старца много имен. Сколько имен, столько версий о его происхождении: Морок, Морозко (как мы уже знаем), он же Карачун, он же Трескун, он же Зюзя (наши братья белорусы так величали его), Позвизд (славянский бог бурь и непогод), Зимник, Дядо Коледа (в Болгарии) и т.д. Но, пожалуй, есть общее, в чем сходятся все предполагаемые прообразы нынешнего Дедушки. Во-первых, это могущественное существо – дух или бог, наделенный магической, волшебной силой; во-вторых, норов крут и суров, под стать суровой зиме – времени года, когда он правит на земле. Есть еще одно, что позволяет узнать в прообразах нашего современного героя, – внешний вид.
Седые волосы и борода старца свидетельствует о почтенном возрасте, следовательно, — о мудрости и о владении могущественными магическими знаниями. Перчатки Деда Мороза ранее были трехпалы, что считалось символом божественного начала. В наше время их заменили привычными для нас варежками. На нём белая рубаха и штаны изо льна, расшитые орнаментом, – признак божества, которое несет чистую энергию. Красная длинная шуба, отороченная лебяжьим мехом, и шапка, расшитая серебром и жемчугом, и также оторочена мехом — неизменные атрибуты Деда Мороза. В качестве сильного оберега и символа связи с поколениями от предков до потомков — широкий пояс поверх шубы. В руках волшебный хрустальный посох, от прикосновения которого всё живое превращается в лёд. Наконечник посоха украшен лунницей (украшение из серебра в виде полумесяца) или головой быка – символы власти, плодородия, счастья. Снегурочка: Снегурочка, в отличие от Деда Мороза, имеет своего конкретного автора. Это писатель Александр Островский. В его сказке "Снегурочка" впервые рассказано о родственнице Деда Мороза. Только в данном произведении она предстает в роли его дочки. Снегурочка, по сюжету, появлялась перед людьми в лесу. Ее привлекала музыка, которую она слышала в людях. Позже Снегурочка «перевоплотилась» во внучку Деда Мороза. Это можно объяснить тем, что этот образ куда ближе к детям. Ведь если Снегурочка – его дочь, то, соответственно, она представляется в более старшем возрасте. А если внучка – она сверстница детей, к которым приходит в гости. Проследить, когда у Деда Мороза в качестве спутницы появилась не то дочка, не то внучка Снегурочка, сейчас уже сложно. В народном фольклоре этот образ иногда выступает самостоятельно. Даже некоторые исследователи склонны думать, что образ прекрасной снежной девушки имеет более глубокие корни – никто иная как сама Кострома (сестра Купалы). Кострома представлялась девушкой, закутанной в белом, которая в руках держит дубовую ветвь и ступает в сопровождении хоровода. В обряде похорон Костромы, проводимом нашими предками, показывалось, как девушка заболевает и умирает, а потом воскресает, что представляет собой признаки сезонного духа, и в этом наблюдается родство с образом Снегурочки. Сказочный персонаж тоже умирает – тает. Нужно заметить, что Снегурочка – это чисто русское явление. Ни у одного заморского персонажа, символизирующего приход нового года, нет спутницы. Только наш Дед Мороз счастливчик. Народные традиции и обычаи: По сложившемуся обычаю в дни этого праздника рассказывают разные сказки о Деде Морозе и Снегурке. Особую популярность у наших предков имело сказание о том, как Снегурка из прихоти Лели – богини любви, полюбила простого человека, и поэтому, когда пришла Весна, она не улетела на Север. Но лишь пригрело Солнце, Снегурка и растаяла. В этих сказках находит своё отражение миф, который повествует о природных духах, погибающих при смене сезона – существо рождённое зимой из снега тает с наступлением весны, превращаясь в облако. Именно здесь можно провести связь с купальским календарным обрядом, который является инициационным и заключается в прыгании через костёр – суть состоит в том, что девочка в этот момент превращается в девушку. Как зимний, сезонный персонаж Снегурка с приходом лета погибает.
В свою очередь Мороз, Морозко – славянский персонаж сказочного и обрядового фольклора. Культ Мороза так или иначе представлен во всех традициях славян, в основном в поговорках и пословицах. Сказочный образ Мороза у восточных славян представляет нам богатыря и кузнеца, который «железными» морозами сковывает воду. Подобные образы отражены в сербохорватских и чешских фразеологических оборотах и обычаях, которые связаны с кузнецами. Традиции, пришедшие в наши города из Западной Европы, со временем изменили стереотипы, связанные с Дедом Морозом и Снегурочкой, добавив к ним «душок» западной культуры. Древний Дед Мороз со Снегуркой, согласно языческим славянским мифам, живёт в ледяной избушке в стране мёртвых. Попасть можно туда только, пройдя через волшебный колодец. Подарки, которые принято дарить в этот день: Некоторую трансформацию претерпели не только обряды, но и процесс дарения подарков. В былые времена от Деда Мороза люди не ждали подарков, а сами дарили их ему. Славяне в давние времена верили, что от несчастий и бед человека охраняют древние духи предков. И дабы они были благодушными, их следует умилостивить. Для этого проводили обряды колядования, самого старшего из колядующих называли Дед. Он олицетворял дух Зимы – строгий, подчас злой и часто не сговорчивый, но справедливый. Однако из довольно злого персонажа, коим в детстве пугают детей, Дед Мороз трансформировался в доброго волшебника, хозяина зимнего леса, который дарит праздник. Обязательными атрибутами Мороза считаются посох и большой мешок с подарками. А несменной спутницей во всех путешествиях Мороза является Снегурка. Родители от имени Деда Мороза и Снегурки делают подарки детям, о которых те мечтали весь год и вели себя хорошо, чтобы оправдать доверие родителей. 30-го января в день Мороза и Снегурки особые подарки не дарятся, однако этот день служит напоминанием о том, что время не стоит на месте.
Воронеж был охвачен дымом. Снаряды били там и здесь. Вы погибали молодыми, Потерь врага было не счесть.
Вы уходили в наступленье, И возвращались с сединой, И длилось медленно мгновенье, И наступал противник злой.
Но всё ж, стояли они стойко, И наступали каждый час! И били немцев бойко, Тем самым, защищая нас.
Сегодня мы им благодарны За наши солнечные дни, За наше небо голубое. От нас поклон вам до земли!
Перед нашей Родиной мы сочтемся славою Все, кто кровью собственной породнился с ней. Шла война великая, шла война кровавая Тысяча четыреста восемнадцать дней. Сколько горя вынесло это поколение Каждый день теряли фронтовых друзей. Каждый день, задумайтесь, день поминовения, Тысяча четыреста восемнадцать дней.
Воинам-освободителям Настоящих мужчин дело – У врага на пути встать, И в боях защищать смело Дорогую Отчизну-мать. Настоящих мужчин доля – Быть солдатом страны, когда Нашу землю, родное поле Вдруг накроет крылом беда. Настоящих мужчин сила, Непреложный для них закон – Не стоять в стороне пугливо, Защищать матерей и жён. Для мужчин -это выбор главный. Это чести вопрос для них. Прославляем защитников славных, Наших воинов дорогих! Яна Стефанович
Мы в той войне победили Историей стала Война. Всё меньше в живых ветеранов, Лишь в праздник видны ордена, Всё реже идут на экране
Сюжеты Второй мировой. Уже современные дети И вовсе не знают, порой, Что всё это было на свете.
О тех временах «знатоки», Которые лиха не знали, Вещают, что наши полки Неправильно, мол, воевали.
Что маршалы наши — дерьмо, Ведь русских-то больше убили. Глядишь, и собою само Окажется, что победили
Союзные силы, не мы. То скрытно, а то и открыто Внедряется в наши умы, Что карта российская бита.
На нашей земле проросло Фашизма звериное семя. Как это случиться могло? Что с нами? Что с нами со всеми?
Да, ныне не те времена, Другие уж приоритеты. Уходит в былое война, Советское кануло в лету.
Враги нам уже не враги, Пускай не друзья, но партнёры. Мы первые видим шаги Свободы по нашим просторам.
Но помнить мы твёрдо должны Свои и легенды, и были. Мы дети Великой Страны, И Мы в той Войне победили! Ю. Вайн
Земля родная залита слезами, И пролиты они не зря. Сражались люди днями и ночами И жизни отдавали за тебя. Немецкие войска, не глядя, убивали Детей и матерей, нисколько не щадя. И нашу землю смело разрушали, Живое выжигая все дотла. Но наши деды победили, Разбили подлого врага, Из пепла жизнь восстановили, Подняли из руин и из огня. Спасибо вам, бойцы родные, Вам благодарна вся земля За то, что Родины и чести Не отдали на поругание врага.
Средь многих дат одна есть дата, Которая так сердцу дорога. В январский день советские солдаты Освободили край наш от врага. Поклонимся великим тем годам, Тем славным командирам и бойцам, И маршалам страны, и рядовым, Поклонимся и мёртвым, и живым – Всем тем, которых забывать нельзя, Поклонимся, поклонимся, друзья. Всем миром, всем народом, всей Землёй – Поклонимся за тот великий бой.
На Земле безжалостно маленькой жил да был человек маленький. У него была служба маленькая. И маленький очень портфель. Получал он зарплату маленькую… И однажды — прекрасным утром — постучалась к нему в окошко небольшая, казалось, война… Автомат ему выдали маленький. Сапоги ему выдали маленькие. Каску выдали маленькую и маленькую — по размерам — шинель. …А когда он упал — некрасиво, неправильно, в атакующем крике вывернув рот, то на всей земле не хватило мрамора, чтобы вырубить парня в полный рост! (Роберт Рождественский) К 70-летию Победы Войны опаленные годы Душевною скорбью жгут грудь. Все вынесли деды невзгоды — Никто не сумел их согнуть. Не выцветет дедов отвага! И вечный не гаснет огонь. Пусть древко победного флага Не выронит внуков ладонь! Сжимаются в памяти сроки Тревожных и огненных лет, Но чтут нас, и наши истоки Сияют лучами побед. Легли на гранитные плиты Цветы словно памяти дань. Знать, хватит начал для защиты, Коль грянет смертельная брань. 05.04.2015 г. Александр Лазутин
Вам, наш поклон И чтобы мы под мирным небом жили, они к тому четыре года шли, они за это жизнью заплатили, а день победный встретить не смогли, о тех, кто будет после них, не знали, но знали — дети, внуки будут жить и в битве насмерть потому стояли, чтоб смерть над ними не могла кружить. Мы чествуем спасителей планеты, им всем, до одного, поклон земной, что в небе взвился алый флаг Победы и гордо реет над моей страной. Борис Ильютик
Помните! Через века, через года,– помните! О тех, кто уже не придёт никогда,– помните! Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны. Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны! Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной, Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны! Люди! Покуда сердца стучатся,– помните! Какою ценой завоёвано счастье,– пожалуйста, помните! Песню свою отправляя в полёт,– помните! О тех, кто уже никогда не споёт,– помните! Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили! Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили! Во все времена бессмертной Земли помните! К мерцающим звёздам ведя корабли,– о погибших помните! Встречайте трепетную весну, люди Земли. Убейте войну, прокляните войну, люди Земли! Мечту пронесите через года и жизнью наполните!.. Но о тех, кто уже не придёт никогда,– заклинаю,– помните! Р. Рождественский
Минута молчания Игорь Бахирев
Светом скорби и памяти нашей, В этот час, пусть в святой тишине, Имена озаряются павших В этой страшной священной войне.
Двадцать семь миллионов погибших – Как огромна Победы цена! Вспомним всех их, войну сокрушивших, Всех, кого потеряла страна.
Вспомним всех, кто на фронте сражался, Всех, кто жизни свои не щадя, Лишь с гранатой на танки бросался И огонь вызывал на себя.
Кто, в атаку людей поднимая, Под сплошным пулемётным огнём, В полный рост из окопа вставая, Верил, что до Победы дойдём.
Всех, кто дрался с врагом поневоле, Но по воле защитником стал, В партизанских отрядах, в подполье Кровь за Землю свою проливал.
Кто в концлагере, жутко страдая, Пытки, зверства фашистов терпел. Всех, кто жизни чужие спасая, Жизнь свою уберечь не сумел.
Кто трудился в тылу для Победы, Не жалел ни здоровья, ни сил. Всех, кто ужасы, боли и беды Вместе с нашей страной пережил.
…
Вспомним всех, кого нет больше с нами, Но чей подвиг хранится в веках, Кто вернулся домой со щитами, Кто вернулся домой на щитах.
В этот день, в день Великой Победы Вспомним всех не пришедших с войны. Поклонимся отцам нашим, дедам, Что Отчизне остались верны.
Поклонимся пред памятью светлой Павших всех сыновей, дочерей. Поклонимся любви беззаветной, Не вернувшихся к нам матерей,
Нашим братьям и сестрам погибшим, Сослуживцам, родным и друзьям, В бой неравный с врагами, вступившим, Но чей подвиг забыть нам нельзя.
Нет, не может, не будет забвенья, Всем, кто Землю свою защищал, Вы герои – без тени сомненья, До конца от начала начал.
Наступает минута молчанья… Всех погибших в войне перечтём, Под кремлёвских курантов звучанье Мы долг памяти свой отдаём.
Вспомним павших, мы, молча и стоя, Всех защитников нашей страны! Слава, вечная Слава героям! Память вечная жертвам войны!
ВЕТЕР ВОЙНЫ
Как было много тех героев, Чьи неизвестны имена. Навеки их взяла с собою, В свой край, неведомый, война. Они сражались беззаветно, Патрон последний берегли, Их имена приносит ветром, Печальным ветром той войны. Порой слышны, на поле боя, Через десятки мирных лет: «Прикрой меня! - прикрою Коля!» И вспыхнет вдруг ракеты свет. А Коля, в этом тихом поле, Лежит, не встанет никогда… Лишь горький ветер, нам порою, Напомнит страшные года. Сегодня мало кто заплачет Придя к могилам той войны, Но это все-таки не значит Что позабыли Колю мы. Мы помним, помним это горе. Осталась в памяти война, И Русское, родное, поле Приносит ветром имена.
«ВЕЛИКАЯ ВОЙНА»
Была война в сороковых, Там на смерть дрались за свободу, За то, чтоб не было невзгоды, За то, чтоб не было войны.
На минах танки подрывались, Солдаты на смерть там сражались. И в восемнадцать лет свои, За нас отдали жизнь они.
То, что случилось, не забудем, И до конца мы помнить будем Про подвиг тот в сороковых, Про тех, кого уж нет в живых.
Иван Ващенко.
"Горят города по пути этих полчищ..." Горят города по пути этих полчищ. Разрушены села, потоптана рожь. И всюду, поспешно и жадно, по-волчьи, Творят эти люди разбой и грабёж.
Но разве ж то люди? Никто не поверит При встрече с одетым в мундиры зверьём. Они и едят не как люди — как звери, Глотают парную свинину сырьём.
У них и повадки совсем не людские, Скажите, способен ли кто из людей Пытать старика на верёвке таская, Насиловать мать на глазах у детей?
Закапывать жителей мирных живыми, За то, что обличьем с тобой не одно. Нет! Врёте! Чужое присвоили имя! Людьми вас никто не считает давно.
Вы чтите войну, и на поприще этом Такими вас знаем, какие вы есть: Пристреливать раненых, жечь лазареты, Да школы бомбить ваших воинов честь?
Узнали мы вас за короткие сроки, И поняли, что вас на битву ведёт. Холодных, довольных, тупых и жестоких, Но смирных и жалких как время придёт.
И ты, что стоишь без ремня предо мною, Ладонью себя ударяющий в грудь, Сующий мне карточку сына с женою, Ты думаешь я тебе верю? Ничуть!!!
Мне видятся женщин с ребятами лица, Когда вы стреляли на площади в них. Их кровь на оборванных наспех петлицах, На потных холодных ладонях твоих.
Покуда ты с теми, кто небо и землю Хотят у нас взять, свободу и честь, Покуда ты с ними — ты враг, И да здравствует кара и месть.
Ты, серый от пепла сожжённых селений, Над жизнью навесивший тень своих крыл. Ты думал, что мы поползём на коленях? Не ужас, — ярость ты в нас пробудил.
Мы будем вас бить все сильней час от часа: Штыком и снарядом, ножом и дубьём. Мы будем вас бить, глушить вас фугасом, Мы рот вам совётской землёю забьём!
И пускай до последнего часа расплаты, Дня торжества, недалекого дня, Мне не дожить, как и многим ребятам, Которые были не хуже меня.
Я долг свой всегда по-солдатски приемлю И если уж смерть выбирать нам друзья, То лучше чем смерть за родимую землю И выбрать нельзя... К. Симонов
На минском шоссе Аркадий Кулешов 1941г. Идти устали маленькие ноги, Но он послушно продолжает путь. Еще вчера хотелось близ дороги Ему в ромашках полевых уснуть.
И мать несла его, теряя силы, В пути минуты длились, словно дни. Все время сыну непонятно было, Зачем свой дом покинули они.
Что значат взрывы, плачь, дорога эта? И чем он хуже остальных ребят, Что на траве зеленой у кювета, Раскинув руки, рядом с мамой спят?
Как тяжело выслушивать вопросы… Могла ли малышу ответить мать, Что этим детям, спящим у березы, Что этим мамам никогда не встать?
Но сын вопросы задавал упрямо, И кто-то объяснил ему в пути, Что это спали неживые мамы, От бомбы не успевшие уйти.
И он задумался под лязг машин железных, Как будто горе взрослых понял вдруг, – В его глазах, недавно безмятежных, Уже блуждал осознанный испуг.
Так детство кончилось. Он прежним больше не был. Он шел и шел. И чтобы мать спасти, Следил ревниво за июньским небом Малыш, седой от пыли, лет шести.
Послание отцу
В неведомые, неземные дали Я шлю тебе свой фронтовой привет. Да, мой отец, мы вместе воевали, Хотя тогда мне было восемь лет.
Твоя в атаку поднималась рота, Редела цепь от жуткого огня. А здесь фашистский ас из пулемёта На бреющем расстреливал меня.
Стоял ты насмерть в крымских катакомбах, Сильнее жизни Родину любя, А на меня с небес летели бомбы, Что Гитлер приготовил для тебя.
Когда в обмотках, в старенькой шинели Ты шёл вперёд среди других солдат, Мы лебеду с крапивой дома ели, Чтоб ты был сыт, чтоб бил твой автомат.
В жару, ненастье, в лютые морозы, Когда от дома был ты так далёк, Я за тебя нечаянные слёзы У мамы вытирал со впалых щёк…
Всё выдержали, всё стерпеть сумели, Но недобитым был ползучий гад. «Уж лучше бы нас немцы одолели!», — Сказал мне бородатый «демократ».
Читая нашу прессу, нашим внукам Не разобраться, не понять порой: Так кто же всё же — Власов или Жуков — Освободитель русский и герой?
И жалкой кучкой, вопреки народу, Разрушена могучая страна. Дельцам, хапугам и другому сброду Москва-столица ныне отдана.
Для многих жизнь сегодня стала адом — Вновь гибнут люди и дома горят. Сыны тех, что тогда сражались рядом, Друг в друга ныне яростно палят…
Россия в шоке, вороньё над нею. Оно всё пакостней, жаднее и наглей. Возможно, были времена труднее, Но не припомнят времени подлей…
Когда я прихожу к твоей могиле, Всем сердцем чувствую свою вину… Да, мой отец, мы вместе победили, Но без тебя я проиграл войну. Г. Попов
Детская библиотека – б/ф №1 МКУК РБ В рамках Указа Президента Российской Федерации "О праздновании 350-летия со дня рождения Петра Первого", Нижнедевицкая детская библиотека 21 января 2022 года провела в школе-гимназии с учениками 8-х классов исторический экскурс «Могучий властелин судьбы». Библиотекарь детской библиотеки рассказала ребятам интересные факты о детских и юношеских годах императора. Говорили и о Петре Первом как об основателе российского флота и города Санкт-Петербурга. О преобразованиях в период правления Петра, а так же о военных походах и победах русской армии под командованием Петра Первого. Именно создание российского флота и непобедимой армии являлось главным делом Петра Первого. В этот день школьники узнали о том, что вся жизнь и деятельность Петра Первого были связаны с реформами и преобразованиями, укреплением экономической и политической власти. Именно Петр Первый прорубил окно в Европу. Энергичный, целеустремленный новыми знаниями Петр Великий вошел в историю императором, сумевшим изменить Россию и ход истории на долгие века. У школьной доски для ребят была развернута книжная выставка — портрет «Многогранная личность Петра Первого». У выставки был проведен краткий обзор книг. В конце мероприятия школьники с удовольствием рассматривали книги с книжной выставки.
Першинский б/ф №16 предлагает Вашему вниманию информацию к Дню освобождения села Першино от немецко-фашистских захватчиков:
Каждый год наша страна празднует великую дату — День Победы над немецко-фашистскими захватчиками. Но у нас есть ещё одна важная дата — День освобождения села Першино от фашистской чумы. Эту дату мы отмечаем каждый год 29 января. 3 июля 1942 года фронт подошёл к границам нашего района, а 4 июля район был полностью оккупирован немецко-фашистскими захватчиками. Почти семь месяцев наше село было оккупировано немцами. За время оккупации фашисты разграбили общественные хозяйства, отбирали последнее у жителей села: яйца, масло, молоко и другое. Забирали скот. Село Першино освобождали дважды 27 и 29 января. Первое освобождение далось легко. Из воспоминаний М.В. Эсауловой. «Немцев в селе было немного. В поисках своего младшего брата я оказалась на дороге выше нынешней водокачки, где кладбище. 9 немецких обозов двигались в сторону Синих Липягов, а в это время с меловой горы со стороны Щигров появился отряд красноармейцев. Увидев их, бросив всё, немцы бежали. Село заняли без боя. Но дальше произошло вот что... Вот как об этом вспоминает участник освобождения А.В.Чапаев «А ночью с тыла подошла крупная немецкая часть и заняла церковь. Противник был у нас и с фронта и с тыла. Бой принял крайне тяжёлый характер. Защищаться пришлось отчаянно. Дрались все, включая телефонистов, шофёров, поваров... Для нас в этот день решалась судьба. Такого дня хватит, чтобы запомнить на всю жизнь. Другой участник боёв капитан А..Г.Косолапоп: «В Першино я был всего 24 часа, а памятка осталась на всю жизнь. В бою я потерял зрение, был сильно контужен, были парализованы левая рука и левая нога. В бою за освобождение нашего села были применены «катюши». Снопы пламени сметали всё живое на своём пути. Обезумевшие немцы шли и шли, ускоряя движение. Немцы в 100 метрах от боевых установок, но гвардейцы не дрогнули «За Родину! Вперёд!», - скомандовал Коленченко. И около 100 наших бойцов ударили в штыки. Начался страшный рукопашный бой, в котором было истреблено 350 фашистов, остальные не выдержали и сдались в плен. В этом бою уничтожили более 2000 немцев, одних пленных взяли 3000, разгромили обоз в 5оо подвод, захватили крупные трофеи. В селе сгорело 60 домов. Были потери среди мирного населения. Погибли 3 молодые женщины. Из воспоминаний М.В. Эсауловой: «Евлаша, так звали женщину, сидела с детьми в погребе и когда она выглянула из погреба, чтобы посмотреть, что происходит на улице, стоявший неподалёку немец расстрелял её в упор. Из горящего дома Баркалова Прасковья бежала по дороге со своими четырьмя детьми. Немецким снарядом троих детей разорвало в клочья, четвёртый ребёнок был ранен, она была тяжело ранена и контужена». Среди офицеров, освобождавших наше село были: Ладыгин, А.В.Чапаев, К.С. Федорковский, И.В.Купин, Ф.С.Тверитинов, Меликов, Крот, Е.Д.Губа, Васильев и другие. В бою за освобождение села погибли десятки наших солдат и офицеров. Среди них военврач Лидия Попова, санинструкторы Надя Коваленко-Рыбак., Катя Окуленко, медсестра Нина Удалова, А. Ракишев, В.Баулин, И.Бочаров. А медсестра Валя Колчанова, будучи трижды раненой, не ушла с поля боя. 31 января 1943 года был опубликован указ о награждении этой храброй девушки Орденом Боевого Красного Знамени. Особо хочется сказать об участнице этих боёв Зинаиде Туснолобовой -Марченко, Герое Советского Союза, о её удивительной истории любви. В бою под Курском она потеряла обе руки и обе ноги. Попросила медсестру написать об этом своему парню. Ответ пришёл очень быстро. «Любимая Зина, дай Бог, чтобы побыстрей закончилась война - и я вернулся домой живой. Дорогая, мы обязательно будем с тобой вместе». После войны в семье Зины и Иосифа Марченко родились сын и дочь. К сожалению, не осталось в селе участников войны. Но есть ещё другие свидетели этого страшного времени — это дети войны. Сегодня они последние свидетели тех трагических дней. Дети военного лихолетья взрослели очень быстро. Что может рассказать ребёнок, которому было 5-6 лет, или девочка, которая в 12лет таскала трупы немцев. Оказывается, может. Потому, что такое просто нельзя забыть...
Районная библиотека 25 января работники библиотеки Баркалова Светлана и Ключникова Татьяна провели с учащимися 7а класса Нижнедевицкой гимназии тематический вечер «В боях за Воронеж», посвящённый освобождению города Воронеж от немецко – фашистских захватчиков. Цель мероприятия, познакомить учащихся с историей Воронежского сражения, показать героизм советских людей, солдат, проявленный в сражении за Воронеж. Воспитать у учащихся интерес к истории своего края. У берегов донских в бою Столицу грудью ты заслонишь, Чтоб защитить Москву свою, Ты должен отстоять Воронеж! Врага утопишь ты в Дону, Сожжёшь огнём, в могилу сгонишь, Боец, спасая всю страну, Ты должен отстоять Воронеж! Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов была важнейшим героическим периодом в истории нашего Отечества. С самого начала она была справедливой, освободительной войной нашего народа за свободу и независимость Родины против фашистской Германии и её союзников. В историю войны вошли города, ставшие примером массового героизма их защитников. Среди них город Воронеж. Воронеж выдержал труднейшее испытание, он выстоял и победил. Но эта победа была достигнута дорогой ценой. Много памятников и обелисков на Воронежской земле. Это память народная о тех, кто отдал свои жизни за нас. 266 Героев Советского Союза дала воронежская земля. На знамени Воронежа орден Отечественной войны 1 степени. Израненная пожаром войны, воронежская земля уже успела залечить свои раны, но память людская бережно хранит и никогда не забудет имена тех, кто спас наш город от гитлеровцев, принёс Воронежу мир, свободу и счастье! Все присутствующие почтили память минутой молчания. В конце мероприятия был показан фильм «Битва за Воронеж».
Дмитриевский б/ф №21 Дмитриевский б/ф №21 совместно с администрацией Острянского сельского поселения, депутатами местного совета, культработниками и жителями села принял участие в митинге, посвященном 79 –ой годовщине со Дня освобождения нашего села от немецко-фашистских захватчиков! Уже 79 лет мы живем и работаем на мирной земле. Но в сердце каждого из нас всегда будут жить героические события - день 24 января 1943 года, когда в нашем селе отгремели последние залпы вражеских снарядов, и в тяжелых боях наше родное село было освобождено от гитлеровских захватчиков. Мы в вечном долгу перед защитниками и освободителями села за нашу свободу и мирную жизнь под небом!
Першинский б/ф №16 18 февраля в Першинском библиотечном филиале № 16 состоялся весёлый, добрый зимний праздник «С Днём рождения, Снеговик!». В ходе мероприятия дети познакомились с историей появления Снеговика, с историей христианской легенды, что снеговики - это ангелы, которые могут передавать просьбы людей Богу. Дети отгадывали зимние загадки, участвовали в конкурсах. Все участники мероприятия получили сладкие «снежинки».
Острянский библиотечный филиал №15. Острянский б/ф №15 совместно с администрацией села, Дмитриевским б/ф №21 и сельским клубом провели празднование дня освобождения села от немецко-фашистских захватчиков. В 2022 году мы отмечаем 79-ую годовщину со дня освобождения села от немцев. Наш район и село Острянка и хутор Дмитриевский были в оккупации 7 месяцев. Враг захватил село в июле 1942 года и 24 января 1943 года воинами 25-ой стрелковой дивизии имени Чапаева село освободили. Немцы отступали через село: 3 дня - шла пехота, ехали на лошадях и мотоциклах. В боях за Нижнедевицк и на подступах к нему погибло 560 воинов-освободителей. 30 января был освобожден райцентр воинами 129-ой стрелковой бригады. Мы свято чтим память о тех, кто сложил свои головы за свободу и независимость нашей Родины. Среди тех, кто не вернулся с поля боя, было 6,5 тысяч наших земляков - нижнедевидцев. И, в день освобождения нашего села, мы вспоминаем великий подвиг нашего народа, чтобы никогда не забыть этого важного события в истории села родного. Вы в битве Родину спасли, Преодолели все преграды, Спасибо Вам от всей Земли За все спасибо вам, солдаты. Мы помним всех по именам, И всех обнять мы рады. От всей души спасибо вам, Спасибо вам, солдаты! В библиотеке оформлена книжная выставка «В книжной памяти мгновения войны».